Модемный интернет выживет назло

Сегодня представители небольших провайдерских компаний собрались в Петербурге обсудить дальнейшие действия после подорожания модемного доступа в интернет по инициативе "Северо-Западного Телекома". На монополиста натравили антимонопольную службу.

<b>С 1 июля</b> 2006 года компания "Северо-Западный Телеком" (СЗТ) взимает с провайдеров по 18 копеек за минуту вызова своих абонентов на номера их модемных пулов. В результате модемный интернет подорожал с 10–15 до 30–40 рублей в час.
<b>По данным </b>ИАА "Неделя сотовых технологий", озвученных на мероприятии, до 1 июля 2006 года в Петербурге было около миллиона пользователей dial-up, а к 1 октября их число сократилось до 700 тыс. При этом, по данным Комитета по информатизации и связи администрации Петербурга, 52% горожан выходят в интернет именно по модему.
<b>По мнению</b> представителей провайдера "Комлинк", именно поэтому из-за подорожания коммутируемого доступа фактически сократилось число петербуржцев, имеющих доступ в сеть – многим он стал не по карману. Действия СЗТ, по их мнению, направлены на развитие собственной услуги широкополосного доступа, однако он нужен далеко не всем – так, средний клиент "Комлинка" тратил на выход в интернет около 150 рублей в месяц, что эквивалентно примерно 10 часам. Однако даже самые дешевый ADSL-тариф как минимум втрое дороже, плюс к этому придется внести несколько тысяч рублей за подключение.
<b>Федеральная антимонопольная служба </b>возбудила дело против СЗТ, о чем рассказала присутствовавшая на встрече представительница ведомства. По ее словам, основанием к этому послужила информация от пользователей интернета и от СМИ, из которой следует, что действия СЗТ подпадают под статью "Злоупотребление доминирующим положением на рынке" закона "О защите конкуренции". СЗТ – монополист рынка телефонной связи, и одновременно – участник рынка доступа в интернет, поэтому если удастся доказать негативное влияние его действий как телефониста на рынок доступа в сеть и падение спроса на нем, дело можно будет выиграть.
<b>Тариф СЗТ </b>на услугу инициирования вызова подлежит госрегулированию, поскольку оператор является "существенным", то есть обслуживает более 50% всех абонентов. Однако государство в лице Федеральной службы по тарифам задает лишь "коридор" – минимальную и максимальную цену. По словам директора петербургского филиала Westcall Виктории Тихоновой, если бы оператор установил минимально возможную цену – 8 копеек за минуту – никаких проблем бы не возникло, а СЗТ берет по максимуму. Напомним, сегодня стандартный тариф СЗТ для интернет-провайдеров и других операторов телематических служб составляет 18 копеек за минуту.
<b>"С абонента </b>им эти деньги взять сложно, – говорит коммерческий директор "Комлинка" Алексей Михайлов. – Куда проще заставить платить десяток-другой провайдеров. В результате из 30 рублей в час, которые платит клиент, мы 20 отдаем СЗТ, 6 – распространителю карточек и лишь 4 получаем сами. Ни о какой рентабельности речи идти не может, поэтому все сейчас работают в лучшем случае "в ноль", а чаще всего вообще в убыток, поэтому многие уходят с этого рынка".
<b>Уход компаний</b> косвенно подтвердился и тем, что представители многих из них отказались от участия в круглом столе под разными предлогами – кто-то на самом деле ушел из этого сегмента и занялся широкополосным доступом, кто-то побоялся публично критиковать СЗТ, чтобы не портить отношения. Сам СЗТ также проигнорировал мероприятие.
<b>Будущее dial-up </b>участники круглого стола видят весьма туманным – однако он, несомненно, останется в качестве дешевого варианта для тех, кому интернет нужен редко и в небольших количествах. С этим согласны и участники рынка широкополосного доступа.
<b>"Коммутируемый доступ</b> умрет очень медленно. Пока те, кому важна цена, пользуются им в ущерб качеству, однако постепенное снижение цен на широкополосный доступ и увеличение его качества, а также все растущие требования к объемам передаваемой информации и скорости – даже более значимые вытесняющие факторы, а подорожание модемного доступа лишь ускорит процесс. Будущее же вообще за беспроводным широкополосным доступом – через пару лет технология WiMAX серьезно потеснит все другие способы выхода в сеть", – уверена директор по маркетингу компании "Радионет" Татьяна Бобровская.