Законы как в развитых странах

СПб. По мнению Игоря Артемьева, Россия активно строит европейскую модель антимонопольного регулирования.

Мировые тенденции
"В различные исторические эпохи и в разных странах антимонопольное регулирование занимало не одинаковое место. Странно было бы говорить об антимонопольном законодательстве в той же Европе в послевоенный период. Но со временем вред монополистической деятельности все равно проявляется и в экономике, и в политической системе. В Латинской Америке это приводило к революциям и гражданским войнам. В конечном итоге мировое сообщество осознало, что монополизм как таковой, создание картелей и злоупотребление монополий своим положением представляют очень серьезную экономическую опасность, особенно для стран с переходной экономикой. И во многих случаях государствами были установлены самые настоящие заградительные штрафы, введена уголовная ответственность - те же американцы говорят, что создание картелей является по своим последствиям одним из самых опасных экономических преступлений, поскольку препятствует развитию малого и среднего бизнеса, препятствует развитию демократии. Монополии влияют на свободу выборов, финансируют наиболее одиозные политические режимы, потому что обладают огромной властью и рано или поздно начинают злоупотреблять своим положением".
Ориентиры
"Нам наиболее близка европейская модель, хотя много полезного мы взяли и из североамериканской практики. Глупо было бы не пользоваться и тем и другим - по такому пути пошли и Япония, и Южная Корея, обеспечив подъем своим экономикам.
В последнее время мы все больше сотрудничаем с антимонопольными органами других государств, идет работа в рамках СНГ. Мы гордимся, что наш антимонопольный орган в этом году впервые попал в рейтинг антимонопольных органов мира и сразу занял тридцатое место. Это свидетельствует о международном признании. В мае следующего года в Москве состоится заседание международной конкурентной сети - более 100 руководителей антимонопольных органов со всего мира приедут к нам".
Российский опыт
"Антимонопольному регулированию в России совсем недавно исполнилось 15 лет, за это время многое поменялось. В начале 90-х гг. наши товарищи занимались такими вопросами, как защита единого экономического пространства, в условиях, когда отдельные губернаторы вводили запрет на вывоз продукции из регионов, разрушая экономические связи внутри страны. Наши коллеги и предшественники сформировали новое законодательство, и при этом им было гораздо труднее работать. То, что происходило в нашей стране в конце 90-х гг., говорило не просто о высокой степени монополизации при капитализме, а говорило вообще об олигархии.
Теперь создана новая организация (ФАС. - Ред.) и мы получили новый закон. При этом, если бы ФАС в рамках административной реформы сделали придатком какого-либо из министерств, мы бы не смогли нормально работать, потому что одно из важнейших направлений нашей деятельности - это контроль за чиновничеством, и в рамках принятого закона это направление получит новое развитие".