Лариса Зелькова: "Сумасшедших доходов лучше не ожидать"

СПб. Завтра Общественная палата России и Минэкономразвития РФ проводят общественные слушания по законопроекту "О порядке формирования и использования целевого капитала НКО".

Похоже, что скоро еще одно иностранное слово войдет в повседневный оборот. О преимуществах эндаументов рассказывает Лариса Зелькова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
-Разработчиком закона является Министерство экономического развития и торговли РФ. Привлекались также эксперты из некоммерческого сектора. Был обобщен опыт создания эндаументов в Европе и США. Поскольку форма взята из области англосаксонского права, необходимо было соотнести этот опыт с нашей действительностью и законодательной системой.
-Как, с Вашей точки зрения, будут работать эндаументы, особенно в регионах? В России есть опыт работы чего-то похожего?
-Настоящих попыток не было, потому что это было невозможно с правовой точки зрения. Однако есть удачный опыт работы фондов местных сообществ, чем-то подобных эндаументам. Так, в Тольятти создан Общественный фонд "Тольятти". Местные бизнесмены выделяют в этот фонд деньги, инвестируют их и после уплаты налогов направляют оставшиеся средства на решение задач, которые считают нужными и важными для горожан. Сейчас капитал этого фонда составляет около 30 млн рублей.
Естественно, приходится нанимать профессиональную УК и выплачивать ей комиссионные. Однако за эти комиссионные она примет риски по управлению средствами на себя, определит порядок инвестирования. Во всем мире инвестиционная политика в области управления этими капиталами очень консервативна и инструменты вложений жестко регламентированы законодательством.
-Кто, на Ваш взгляд, извлечет выгоду из появления эндаументов?
- Безусловно, третий сектор. Благотворительность в России носит сиюминутный характер. И это не потому, что в нашей стране безответственные предприниматели или предприятия получают нестабильные доходы. Просто бизнес-структурам выгодно инвестировать в долгосрочные программы, а в сфере благотворительности они до сих пор были невозможны. Бюджеты фондов ежегодно заново формируются и целиком зависят от возможностей доноров. Эндаументы могут решить эту проблему, ведь деньги навсегда отчуждаются от донора, начинают работать, появляется прибыль, которая идет на благотворительные программы и административную работу самого фонда. Это открывает перспективу финансовой устойчивости и долгосрочного планирования деятельности. Однако перспектива эта не быстрая. Так, капитал Фонда Форда в момент основания фонда составлял всего $25 тыс. Сейчас же благодаря механизму эндаумента его капитал составляет более $20 млрд. Нобелевский фонд устроен по этому же принципу. Подчеркиваю, не стоит ожидать, что фонды начнут приносить сиюминутные сумасшедшие доходы, потому что инвестиционная политика будет консервативной. Но они создадут возможность формирования долгосрочной финансовой базы.
-Усиление благотворителей вызывает неоднозначную оценку. Некоторые вузы, например, боятся потерять независимость...
-Это странно слышать, ведь уже сейчас между донором и получателем (тем же университетом) заключается договор, в котором прописываются условия взаимодействия сторон: требуемая форма отчетности, направления расходов и т.п. И никого это не возмущает. Подобный договор и есть управление вложенным капиталом. Во-вторых, доноры, в соответствии с законом, могут влиять на судьбу только тех средств, которые выделили, но, согласитесь, это не является управлением университетом. Я абсолютно убеждена - это справедливо. Тот, кто вкладывает средства, должен быть уверен, что они будут израсходованы на предусмотренные им цели.
Благотворительность не милостыня, ею нужно заниматься открыто, уверена Лариса Зелькова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.
За кадром
- В соответствии с законопроектом эндаумент (или целевой капитал) - это сформированная за счет денежных пожертвований часть имущества некоммерческой организации. Эта часть передается в доверительное управление управляющей компании (УК) для получения дохода, из которого затем и финансируется уставная деятельность данной некоммерческой организации. Средства, формирующие целевой капитал, не облагаются налогом на прибыль, как и доходы, полученные с этого капитала.
- Попытки разработки проекта закона предпринимались еще в 1999 г., когда началось правовое регулирование деятельности фондов. После того как стало ясно, что закон о фондах принят не будет, появилась идея создания эндаументов. А в этом году Президент России в своем послании Федеральному собранию РФ затронул тему эндаументов. Правда, сформулирована она была в виде поручения разработать и принять законопроект о целевом капитале.
- Эндаументы могут стать дополнительным инструментом в руках попечительских советов образовательных учреждений, роль которых растет. Например, вы, закончив университет, приняли решение помогать родному вузу, перечисляя ему $100 ежегодно. Если у вуза есть эндаумент и ваши деньги попадают туда, то они будут работать, увеличивать капитал фонда, позволяя вузу развиваться и осуществлять нужные проекты. То есть ваш ручеек пополняет большую реку, и вы знаете, куда она течет. Важно, что выпускники понимают: деньги не будут спущены на ветер. Эндаументы перспективны, но, возможно, необходимо несколько поколений, чтобы маленькие деньги превратились в большие.
- Появление фондов сделает понятнее и деятельность НКО вообще. Для бизнеса прозрачность есть ресурс повышения капитализации. Уверена, подобная схема поможет и третьему сектору. Недоверие к НКО связано с тем, что люди фактически ничего не знают, как, зачем и куда тратятся деньги. Все, кто занимается благотворительностью, занимаются ею "из рук в руки". Условно говоря, берут 5 рублей и покупают на них матрацы для детдома. Никто не задумывается, нужны детдому сейчас именно матрацы или что-то еще. Необходимы квалифицированные посредники. Они могут провести анализ, узнать, в чем именно нуждается то или иное учреждение, и направить средства на решение конкретных проблем.
- В общественном сознании существует путаница. Есть спонсорская деятельность, которая важна и нужна для поддержки искусства, спорта и т.д., - когда компания взамен от вложенных средств получает рекламную отдачу. А благотворительность рекламную отдачу получить не может, это другой вид деятельности. Если ты считаешь, что тратишь деньги на общественно важные нужды, то общество должно знать, на решение каких проблем компания направляет деньги. Важно, что публичность формирует историю положительных примеров. В ее отсутствие нет системы трансляции положительной практики, передачи опыта.