"Cisco нацелилась на Россию"

СПб. Мило Шакир пророчит бурное развитие сегменту малого и среднего бизнеса в России, а заодно и рынку высоких технологий.

Закончив делить между собой крупных корпоративных заказчиков, вендоры обратили внимание на сегмент малого и среднего бизнеса (SMB, Small and Medium Business). Для небольших компаний выпускаются "коробочные" решения, на работу с ними ориентированы отделы продаж, наконец, вендоры начинают активно привлекать к сотрудничеству банки, чтобы обеспечить малому бизнесу доступ к комфортным лизинговым программам. О перспективах развития российского сегмента SMB рассказал Мило Шакир, вице-президент компании Cisco Systems по странам Европы, Ближнего Востока и Африки.
-С чем связан столь активный интерес вендоров к SMB?
-Закончилось то время, когда в тех или иных регионах экономическое развитие обеспечивалось за счет дешевой рабочей силы. Конкуренция стала глобальной и действует теперь в масштабе всего мира. Поэтому малые и средние предприятия стремятся к тому, чтобы в самые короткие сроки освоить новейшие технологии, которые помогут им добиться более высокой эффективности. Соответственно растет и объем инвестиций в IT.
-Какие отрасли развиваются наиболее интенсивно и соответственно наиболее привлекательны для вас?
-Мы отмечаем особенно интенсивный рост в таких сегментах, как гостиничный бизнес и ритейл. Но наш интерес к той или иной компании определяется не отраслью, а уровнем развития компании. Мы для себя выделяем три этапа этого развития. На первом этапе находятся начинающие компании - новички, которым нужно только обеспечить связность немногочисленного оборудования, которое они установят. Если у новичка дела идут хорошо, то он начинает развиваться и в технологическом отношении: создает сайт, активно использует технологии для связи с заказчиками и партнерами. А если дела идут совсем хорошо, то такая компания может приступить к оптимизации своей структуры. На этом этапе компании стремятся к максимальной интеграции самых разных технологий, в частности к использованию VoIP и других сервисов.
- Вы часто упоминаете IP-телефонию как пример интенсивного развития IT-технологий в России. Действительно ли этот сервис так популярен?
-Трудно сравнивать Россию с Европой. Европейские страны все-таки дальше продвинулись в использовании этой технологии. Однако если оценивать все сервисы VoIP, то надо отметить, что Россия по этому показателю уже обогнала ряд достаточно развитых стран. Это связано с тем, что в России раньше не было крупных инвестиций в какие-то традиционные технологии, например в ADSL. Значит, деньги на них не тратились, и сейчас эти средства сразу идут уже на внедрение новейших разработок. Парадоксально, но в данном случае сложившееся ранее отставание в технологическом развитии сейчас способствует стремительному прогрессу.
-Можно ли сказать то же самое о других технологиях?
-Пожалуй, то же самое можно сказать об информационной безопасности и об использовании беспроводной связи. Во всяком случае, в отношении этих технологий у России есть большой потенциал и очень хорошие перспективы. Причина проста: намного легче начинать с нуля, на пустом месте, нежели дорабатывать и развивать уже имеющуюся инфраструктуру.
-Если отсутствие устаревших технологий - это благо для российского бизнеса, то что тогда мешает развитию компаний в SMB-сегменте?
-Есть целый ряд локальных проблем. Недавно мы проводили опрос среди руководителей компаний сегмента SMB, и почти все опрошенные говорили о трудностях с широкополосным доступом к услугам связи.
Если операторы и провайдеры услуг в России смогут предоставить широкополосный доступ повсеместно, то это незамедлительно скажется на развитии всех компаний SMB-сегмента. Возьмем для примера опыт европейских стран. Когда там стали активно внедрять технологии высокоскоростной передачи данных, лидировала в этом процессе Бельгия. И благодаря этому именно в Бельгии быстрее всего развивался сегмент SMB.
-Какие еще проблемы в развитии российского сегмента SMB выявил ваш опрос?
-Еще одна важная проблема, характерная, впрочем, не только для России - недостаток знаний в области IT. Дело в том, что очень быстро растет спрос на эти знания и технологии. Более того, российский бизнес растет быстрее темпов роста уровня знаний.
Конечно, хорошо то, что в России много молодых людей, которых можно обучать высоким технологиям. Например, в Западной Европе остается все меньше людей, которых потенциально можно было бы этому обучать. Бизнес-процессы все более явно отражаются в используемых технологиях, соответственно необходимо повышать и уровень этих технологий.
Сейчас, по нашим данным, в России не хватает примерно 300 тыс. специалистов по IT.
Мило Шакир, вице-президент компании Cisco Systems, намерен заработать на интересе малого бизнеса к высоким технологиям.
На заметку
- В России об IP-телефонии знают 95% представителей SMB (на 15% больше, чем в Западной Европе).
- Среди респондентов не обнаружилось никого, кто вообще не был бы знаком с IP-телефонией, хотя 5% признали, что знают о ней лишь понаслышке.
Источник: Cisco Systems