РЖД упорядочила пассажиров

Новая дочерняя структура ОАО "РЖД" – федеральная пассажирская дирекция, начнет работать 1 июля. Задача компании – ликвидировать убыточность пассажирских перевозок, которая, по прогнозам, в 2006 году превысит 52 млрд рублей.

Решение о создании новой структуры приняло руководство "Российских железных дорог" (РЖД). Как сообщили dp.ru в пресс-службе Октябрьской железной дороги, сейчас пассажирские перевозки, пожалуй, самая убыточная сфера РЖД. Только по предварительным прогнозам, убытки за 2006 год составят 52,7 млрд рублей, из них 29,4 млрд – от перевозок дальнего следования, остальное – от пригородных. По мнению экспертов, причина этого – низкая платежеспособность населения. Она не позволяет установить более высокие тарифы, которые бы помогли окупить перевозки.
<b>Что делать </b><br>На сегодняшний день у пассажирских перевозок нет ни отдельного бюджета, ни органа управления, который занимался бы решением их проблем. По словам заместителя начальника службы по связям с общественностью ОЖД Владимира Земенцкого, все расходы пассажирских перевозок покрывают за счет прибыли с грузовых. Эта система так называемого "перекрестного финансирования" не дает возможности нормально развиваться ни одной, ни другой отрасли. "Тех бухгалтерских и отчетных данных, которые будет обязана формировать дирекция, окажется достаточно для того, чтобы мы имели возможность точно, прозрачно и объективно формировать финансовый результат и предъявлять свои предложения по компенсации убытков от пассажирских перевозок", – говорит старший вице-президент РЖД Борис Лапидус. То есть с возникновением федеральной дирекции появится возможность планировать расходы и доходы, а главное – понять, как на самом деле обстоят дела в сфере пассажирских перевозок.
<b></b>
<b>Как это будет </b><br>Окончательное формирование дирекции пройдет в три этапа. Первый, как сообщает "РЖД-партнер", – пассажирские поезда переведут в собственность дочерней компании. Когда она получит право им распоряжаться, будет создано акционерное общество – "Федеральная пассажирская компания" со 100%-ным государственным капиталом. И далее руководство приступит уже к реализации тех проектов, ради которых компания и создавалась – формированию конкуренции в сфере пассажирских перевозок и, как следствие, свободного ценообразования. Правда, по словам начальника ФДП Валерия Шатаева, сказать, успешна эта модель или нет, можно будет только через несколько лет ее работы.
<b></b>
<b>Счет государству </b><br>По мнению Бориса Лапидуса, пока федеральная дирекция не начнет приносить прибыль, покрывать убытки пассажирского комплекса должно государство. В РЖД уже подготовили предложение по финансированию железнодорожного транспорта в 2007 году из федерального бюджета. "Понимание того, что убытки от пассажирских перевозок должны быть полностью компенсированы государством, есть, – сообщил вице-президент ОАО "РЖД" по пассажирским перевозкам Михаил Акулов. – Сейчас мы договорились о выделении из бюджета суммы на погашение части убытков – около 13 млрд рублей в 2007 году".