Американцы заработают на российских холодах

Летом в Подмосковье заработает первый американский завод по производству теплоизоляционных плит. Вложив $30 млн в производство в поселке Крюково Чеховского района, компания Dow собирается продолжить экспансию на строительный рынок России.

Новый завод будет находиться в 57 км от МКАД. Здесь американцы запустят первую линию по производству теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола марки Styrofoam. Как только будет налажена работа первой линии, Dow Chemical Company планирует начать наращивание мощностей и приступить к постройке второй линии.
Сумму инвестиции в открытие завода америкнцы не разглашают, однако, по мнению других участников рынка, они могут составлять примерно $30 млн. Мощность первой линии завода, которую в Dow пока называть отказываются, составит, по приблизительным оценкам, более 100 тыс. м <sup>3 </sup>в год.
Поставлять свою продукцию Dow намерена в регионы России, а также на рынки Белоруссии, Казахстана и Украины.
В 2005 году, когда началось строительство завода, генеральный менеджер компании Dow в России Адриан ван Ден Берге заявил, что &#171;этот проект полностью соответствует корпоративной стратегии Dow, предполагающей рост производственной активности в России и странах СНГ&raquo;.<br><b><br><b>Успех на перепадах</b><br></b>&#171;Компания Dow считает Россию одним из наиболее интересных регионов, куда стоит инвестировать, наряду с Китаем, Индией и Бразилией&raquo;, - говорит Юрий Голубев, менеджер по развитию отдела &#171;Комплексных строительных решений&raquo; (российского представительства Dow Chemical Company). По его словам, привлекательность российского рынка заставила американцев задуматься об открытии производства, поскольку доставлять сырье на завод и изготавливать продукцию в России гораздо выгоднее, чем ввозить в страну готовый утеплитель.
&#171;В России наблюдается динамичный рост строительной отрасли, причем рынок теплоизоляции растет даже быстрее, чем сама отрасль&raquo;, - сказал Юрий Голубев. По его словам, российский рынок теплоизоляции растет в среднем на 20% в год, причем наиболее быстро развивается сектор современных полимерных утеплителей.
&#171;Большие перепады температур в различных регионах означают, что теплоизоляционные материалы и системы, позволяющие экономить энергию, исключительно важны для экономического развития Российской федерации&raquo;, – говорит региональный менеджер подразделения комплексных строительных решений Dow Chemical Company по России и странам СНГ Дмитрий Сакелариди.
<b>Вата или ВТО</b><br>&#171;В советские времена этот рынок на 95% был занят минерально-ватными утеплителями, а в Европе пластики уже тогда более 30%, - отмечает Юрий Голубев. – Сейчас у нас видна тенденция, что полимерные утеплители<b> </b>отвоевывают рынок у производителей минеральных ватных утеплителей&raquo;.
По его словам, современные пенополистирольные утеплители имеют большее термическое сопротивление, чем вата, и ввиду этого &#171;работают&raquo; более эффективно. <br>&#171;Любая экономика должна быть энергоэффективной. Учитывая то, что мы стремимся ко вступлению в ВТО, цены на энергоносители будут выравниваться, и России так или иначе придется задуматься о введении более строгих стандартов утепления&raquo;, - уверен Юрий Голубев.
<b>60% утепляет &#171;Пеноплэкс&raquo;<br></b>Главным конкурентом Dow Chemical Company в России и пока единственным крупным на внутреннем рынке производителем утеплителя из экструзионного пенополистирола является компания &#171;Пеноплэкс холдинг&raquo;, занимающая, по оценкам самих американцев, примерно 60% этого рынка.
Теплоизоляционные плиты и изделия из них &#171;Пеноплэкс&raquo; производит с 1998 года. Первую производственную линию компания открыла в городе Кириши Ленинградской области. Высокий спрос на продукцию завода потребовал увеличения производственных мощностей. Киришское предприятие значительно расширилось, а в 2005 году компания открыла завод в Перми. На лето 2006 года запланирован запуск линии в Новосибирске. Как утверждают в &#171;Пеноплэксе&raquo;, открытие региональных производств способствует снижению транспортных издержек и себестоимости продукции, а также обеспечивают выгодные условия поставок дистрибьюторам.
К открытию в Подмосковье завода своего конкурента в российской компании относятся спокойно. &#171;Dow и без этого завода был одним из крупнейших игроков российского рынка, просто запуск своего производства позволит им заместить часть импорта на продукцию, произведенную здесь&raquo;, - сказал начальник отдела маркетинга &#171;Пеноплэкс холдинга&raquo; Александр Китаев. &#171;Думаю, говорить о том, что это приведет к увеличению их доли российского рынка в ближайшие год-два не стоит&raquo;, - добавил представитель российской компании.
По оценке Китаева, в настоящее время на Dow Chemical Company приходится примерно 20% рынка пенополистирольных утеплителей.