Рынок рекламы в России вырастет на четверть

Объем российского рынка рекламы в 2006 году достигнет $6,2 млрд. Таков прогноз председателя совета директоров рекламного агентства BBDO Russia Group Эллы Стюарт. Большинство экспертов согласны с этой оценкой, причем некоторые считают ее заниженной.

<p style="LINE-HEIGHT: 13.5pt">По мнению экспертов, несмотря на существующие негативные тенденции, связанные с ужесточением регулирования рекламной деятельности в России, увеличение стоимости рекламных услуг позволяет рынку сохранить высокие темпы роста.<br><br>Объем российского рекламного рынка в 2005 году увеличился на 28 % и составил $5,01 млрд. Лидером отрасли в денежном выражении является телевизионная реклама, ее объем составил $2,330 млрд. На втором и третьем местах находятся печатные СМИ ($1,300 млрд) и наружная реклама ($910 млн). В то же время наибольший прирост в прошлом году наблюдался в сегменте интернет-рекламы — 71 %.<br><br>Согласно данным Международной рекламной ассоциации (IAA), российский рынок рекламы по своим показателям занимает шестое место в Европе. Его доля в национальном ВВП составила 0,63 %.<br><br>По мнению Эллы Стюарт из BBDO Russia Group, объем рекламного рынка России в 2006 году составит примерно $6,2 млрд без учета инфляции. Это на 24 % больше, чем в 2005 году. Ожидающийся рост рынка рекламы в четыре раза превышает прогноз увеличения ВВП России в этом году, сделанный Международным валютным фондом.<br><br>Эксперты рынка в большинстве своем согласны с довольно оптимистичным прогнозом Стюарт. По мнению генерального директора рекламного агентства PRIOR Михаила Никитина, рост будет даже несколько большим. Он может достигнуть 30 %.<br><br>Этот прогноз подтверждает и президент Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ) Ирина Васенина. По ее словам, рост BTL-индустрии (индустрии малозатратных акций продвижения) в 2006 году планируется на уровне 20—25 %. В прошлом году ее объем составил более $1,3 млрд.<br><br>Рынок BTL будет расти благодаря интенсивному росту розничных сетей, а также приходу в отрасль новых рыночных сегментов: финансовых услуг, страхования и т. д. "Год 2006 будет также полон спонсорскими и промо-проектами на крупнейших международных спортивных мероприятиях, например, в рамках Чемпионата мира по футболу", — объясняет Васенина. <p style="LINE-HEIGHT: 13.5pt">Стоит отметить, что традиционно объемы рекламного рынка и рынка BTL оцениваются отдельно друг от друга. Таким образом, этом году совокупный объем рекламно-маркетинговых услуг в России может составить около $8 млрд.<br><br><strong>Рост за счет медиаинфляции<br></strong>Менее оптимистичен в своих оценках управляющий директор News Outdoor Group Максим Ткачев. Он считает, что рост рынка рекламы в этом году составит около 20 %. При этом, по его словам, сегмент наружной рекламы будет расти медленнее рынка в целом.<br><br>"Это связано, прежде всего, с практически полным отсутствием количественного роста в крупных городах и сокращением количества поверхностей в таких городах, как Москва", — говорит Ткачев.<br><br>В последние два-три года высокие показатели в рекламной отрасли достигались в первую очередь за счет медиаинфляции. Основными признаками медиаинфляции специалисты называют одновременное снижение эффективности рекламы и скачкообразный рост цен на нее. <br><br>Это, по мнению экспертов, станет главным фактором роста рекламного рынка и в 2006 году.<br><br>"Помимо "стандартных" тенденций роста рынка в этом году, безусловно, скажется дополнительная инфляция, вызванная новым законом "О рекламе", — считает вице-президент Publicis Groupe Media Наталья Кузавлева. — Рекламодатели будут вынуждены изыскивать дополнительные ресурсы либо за счет прибыли, либо за счет перераспределения бюджетов между СМИ".<br><br>По словам генерального директора рекламного агентства Prior Михаила Никитина, "то количество рекламы, которое раньше можно было купить за меньшие деньги, теперь придется покупать за большие". <br><br><strong>Нагрузка на рекламодателей</strong><br>Многие эксперты не сомневаются, что появление нового закона "О рекламе" существенно отразится на развитии рекламного рынка. При этом рекламисты и рекламодатели ожидают не только увеличения стоимости услуг, но и смещения рекламных бюджетов с телеканалов в другие медиа, а также на региональные рынки.<br><br>Наталья Кузавлева из Publicis Groupe Media уверена, что основная нагрузка после начала действия закона ляжет именно на рекламодателей.<br><br>Эксперты считают, что в течение этого года наиболее активно будут развиваться сегменты интернет-рекламы, специализированных СМИ, BTL-услуги.<br><br>Несмотря на вводимые ограничения рекламного времени, участники рынка высоко оценивают и перспективы телевидения в качестве рекламной площадки.<br><br>"Потому что все равно в масштабах нашей страны и по стоимости, и по охвату аудитории без ТВ — никуда", — говорит Наталья Кузавлева.<br><br>Кроме того, по мнению директора по стратегическому развитию рекламного агентства GreyWorldWide Алексея Горшкова, стоит ожидать повышения качества российского креатива и более активного использования альтернативных каналов коммуникации, таких как product placement, CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), event, PR и т. д.