"АвтоВАЗ" пошел ва-банк

12 новых моделей, завод на 500 тыс. машин в год и свежие темы для разговора с поставщиками и дилерами. Проверка автогиганта показала, что в ожидании реформ на "АвтоВАЗе" много воруют.

В начале февраля стало известно, что ОАО "АвтоВАЗ" намерено построить новый завод по производству автомобилей мощностью до 450 тыс. машин в год. На новом заводе в течение 5 лет планируется наладить выпуск 12 новых моделей на различных платформах. Для реализации проекта под гарантии государства руководство "АвтоВАЗа" хочет привлечь около $5 млрд. <br><br><b>"Власть меняется"</b><br>Напомним, все началось со смены руководства автогиганта в декабре 2005 г. На внеочередном собрании акционеров завода были досрочно прекращены полномочия совета директоров и избран новый состав. Решение о смене руководства приняли вслед за выходом на пенсию бывшего главы предприятия Владимира Каданникова. Пост гендиректора компании занял руководитель департамента товаров и технологий двойного применения "Рособоронэкспорта" Игорь Есиповский. "Новая метла" сразу заявила о своем намерении отстоять отечественный автопром в борьбе со все увеличивающимся засильем иномарок.<br><br><b>Недоимки</b><br>Перед задуманной масштабной экспансией на отечественный автомобильный рынок чины "Рособоронэкспорта", здраво рассудив, решили, прежде всего, навести порядок на самом "АвтоВАЗе", среди его поставщиков и дилеров. Например, вчера на предприятии сотрудники МВД завершили очередную многомесячную проверку, начавшуюся еще в ноябре – сразу после отставки Каданникова. В Тольятти прибыли более 200 сотрудников управления по борьбе с преступлениями в автопромышленности департамента экономической безопасности МВД, а также сотрудники ФСБ и Генпрокуратуры. В результате оперативных действий возбуждено 58 уголовных дел по 92 эпизодам хищений заводской собственности. Общий ущерб завода правоохранительные органы оценили примерно в 0,5 млрд рублей. Руководство же предприятия заявило, что, по их данным, только за 2005 г. "АвтоВАЗ" "обнесли" на сумму около 1,5 млрд рублей.<br><br><b>Авто с ПВО</b><br>Поставщиков, спокойно работавших все последние годы с автогигантом, скорее всего, ждут большие перемены. В начале года вице-президент по техническому развитию предприятия Максим Нагайцев заявил журналистам, что при разработке новых платформ и силовых агрегатов может быть использован опыт мировых автопроизводителей. Это касается и частичного применения в автомобилях Lada импортных комплектующих, аналогов которых в России просто не производят или производят слишком низкого качества. А сегодня, 10 февраля, в СМИ появилась информация о том, что руководство "АвтоВАЗа" ведет переговоры о поставках автомобильных запчастей с несколькими оборонными предприятиями, включая концерн "Алмаз-Антей" (производитель зенитных ракетных систем и комплексов противоракетной обороны).<br><br><b>По справедливости</b><br>Дошло дело и до дилеров. Если "АвтоВАЗ" действительно построит новый завод и доведет выпуск, как планирует, до 1 млн автомобилей в год, то ему неизбежно придется перестраивать, совершенствовать систему сбыта. Тем более что речь идет о новых моделях, которые почти наверняка окажутся в одной нише с дешевыми иномарками, собирающимися, в том числе, в России. В этой жесткой конкурентной борьбе "АвтоВАЗу" потребуются надежные партнеры, которые перестанут "отоваривать" последних приверженцев отечественного автопрома и начнут грамотно продавать машины. Со своей стороны руководство предприятия уже пообещало реформировать сложившуюся систему сбыта, когда многим официальным дилерам приходится выкупать машины у посредников, имеющих квоты от завода. В "АвтоВАЗе" говорят , что теперь квоты должны отражать реальную способность дилера продавать автомобили. Возможно, уже в марте квоты будут перераспределены, а в апреле дилеры будут получать автомобили в соответствии с новыми правилами.