Росгидромет распродает погоду

Отечественные биржевики предложили оригинальный способ борьбы с непогодой. Температуру или осадки теперь купят и продадут с выгодой для себя. На Крещенских морозах и метелях сколотят состояния.

Фондовая биржа РТС совместно с метеоагентством Росгидромета собирается ввести в обращение на срочном рынке новую ценную бумагу – фьючерс на погоду. Сейчас разрабатывается спецификация этого инструмента, то есть правила работы с ним. Ценная бумага может стать способом хеджирования (страхования) рисков, связанных с погодой. Принять участие в торгах новыми фьючерсами теоретически может каждый, но предназначены они, прежде всего, для компаний, деятельность которых напрямую связана с погодными условиями. Это предприятия агропромышленного комплекса, транспорт, электроэнергетика, нефтегазовая и угольная отрасли.<br><br><b>Гадание на фьючерсной гуще</b><br>Механизм работы с новыми ценными бумагами выглядит примерно следующим образом: их стоимость привязана к определенному параметру, характеризующему погодные условия или явления, например к температуре или осадкам. По сути, бумага представляет собой прогноз по одному выбранному показателю на определенную дату. В уговоренный срок фьючерс фиксируется по цене, которая зависит от разницы между предсказанным показателем и его реальным значением. Допустим, фермер, опасаясь убытков, которые ему могут принести сильные холода, приобретает такую ценную бумагу, которая «предсказывает» сильные морозы. Если опасения были напрасными, то фермер получает законную прибыль от своих урожаев. В противном случае, он выигрывает на фьючерсах.<br><br><b>«Страх, да и только»</b><br>Специалисты пока осторожно высказываются на счет перспектив нового инструмента. Они говорят, что, например, те же сельхозпроизводители еще недостаточно активно используют обычные виды страхования – что уж говорить о такой экзотике, как фьючерс на погоду.<br>Сама по себе идея торговли погодой не нова и не принадлежит российским финансистам. Торги подобными фьючерсами еще в 1999 году начались на Чикагской товарной бирже. Самым популярным «товаром» стала температура. Два года спустя в 2001 году новинку укоренили у себя и европейцы. В России же, уверяют аналитики, сейчас просто нет достаточного числа квалифицированных специалистов, которые владели бы навыками работы с новым инструментом. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время на сильных морозах заработают только производители радиаторов и телогреек.