В Новогоднюю ночь мобильники замолчат

Несмотря на все старания операторов сотовой связи, в новогоднюю ночь ожидаются традиционные "недозвоны" из-за перегрузок сетей.

В последние годы петербуржцы предпочитают поздравлять друг друга с Новым Годом исключительно по мобильному телефону. Каждый старается набрать номер близких людей именно с последним ударом курантов. Сети операторов на такую нагрузку не рассчитаны, поэтому дозваниваются далеко не все. Во-первых, каждая базовая станция обеспечивает одновременный разговор всего нескольким десяткам абонентов, во-вторых, количество соединительных линий "во внешний мир" также не бесконечно, в третьих, коммутационное оборудование также имеет ограниченную производительность (см. справку – теоретически возможное максимальное число одновременных вызовов)<br>Тем не менее, для обеспечения большей производительности в часы пиковых нагрузок (как правило, с полуночи до 3 часов утра 1 января) операторы принимают некоторые меры. В первую очередь это установка полускоростного речевого кодека (HR) в сетях GSM: разборчивость речи за счет отключения коррекции ошибок снижается, однако емкость радиоподсистемы сразу увеличивается вдвое. Другие методы у каждого оператора свои, однако надежной связи никто не обещает.<br><br><b>Билайн усилит дежурство</b><br>С 25 декабря по 9 января технические службы сети "Билайн" работают в особом режиме: приостановлены все работы по модернизации, сделаны настройки для увеличения емкости сети, сформированы усиленные дежурные смены инженеров. Сделано все возможное для обеспечения бесперебойной работы сети "Билайн" в новогоднюю ночь. Усиленные смены будут дежурить и в центрах поддержки клиентов. Как ожидается, порядка половины всех звонков на справочный "горячий" номер "0611" в ночь с 31.12.2005 на 01.01.2006 будет принято менее чем через две минуты ожидания на линии. Сегодня передачу SMS в регионах России обеспечивают семь SMS-центров – в каждом укрупненном регионе свой – в 2005 году на всю страну такой центр был лишь один, в Москве. Тем не менее, по оценкам специалистов компании, в часы незадолго до и после наступления Нового года в каждом часовом поясе возможны ситуации, когда сделать звонок или отправить SMS можно будет не с первого раза. Это связано со взрывным ростом загрузки сети.<br>"В прошлом году с 23:00 31.12.2004 до 03:00 количество вызовов в сети "Билайн" составляло свыше 1 млн. в час (коммутатор же способен обработать 2,5 миллиона – И.Ш.). Пик нагрузки на оборудование сети пришлось с 00:00 до 2:00. Сбоев в работе оборудования не было зафиксировано. Устойчивая работа сети в Новый год была обеспечена благодаря комплексу мероприятий по оптимизации сети, проведенных техническими специалистами компании и высокой квалификацией дежурных инженеров. В этом году мы также ожидаем увеличения количества звонков и SMS сообщений приблизительно в 4-5 раз и практика показывает, что на увеличение нагрузки в сети могут влиять, например, погодные условия - при относительно теплой погоде, нагрузка возрастает до 20%, так как люди выходят отмечать праздник на улицу" – сообщили в пресс-службе компании.<br><br><b>МегаФон строит сеть</b><br>"Такие события, как Новый год всегда являются серьезным испытанием для сотовых сетей. В ночь с 31 декабря на 1 января абоненты мобильных сетей традиционно отмечают сложности в дозвоне. Однако эти сложности обычно кратковременны и локальны – фиксируется временный всплеск трафика в зонах проведения массовых праздничных мероприятий, в местах наибольшего скопления людей, количество запросов на обслуживание возрастает иногда в 3-4 раза по сравнению со среднестатистическим. Зная о возможных перегрузках, мы делаем все возможное, чтобы их исключить. Так, в этом году на Северо-Западе "МегаФон" установил около 500 базовых станций, примерно столько же было модернизировано. Новейшее оборудование, которое устанавливается сегодня в Петербурге и других регионах, обладает повышенной функциональностью и позволяет решать проблему локального скопления абонентов, увеличивая пропускную способность сетей в определенный момент" – сообщили в пресс-службе Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон".<br>Также там отметили, что проектировать сеть с тем, чтобы она выдерживала даже такие экстремальные нагрузки, как в Новый Год или День города, в принципе, можно, но чрезвычайно затратно. В этом случае, связь в течение всего года вынужденно стоила бы значительно дороже, чем сейчас, ведь оператору, а значит, и абонентам, пришлось бы заплатить за простаивающее в течение всего года оборудование, которое оказывалось бы загруженным только в праздник. "Мировая практика такова - сеть проектируют, ориентируясь на типовую, а не на экстремальную нагрузку. Нужно понимать, что локальные проблемы с дозвоном во время проведения массовых мероприятий явление практически неизбежное, но сугубо временное. Часто достаточно просто «переждать», а не пытаться перезванивать каждую секунду" – предупреждает пресс-служба. <b>Скай Линк ползет вширь</b> Петербургский "Скай Линк" меньше страдает от перегрузки базовых станций – абонентов на порядок меньше, чем у GSM-операторов, а пропускная способность выше. Поэтому в компании сосредоточились на увеличении количества магистральных трактов E1 в сети других "сотовиков" – в среднем на 15% в сторону каждого. "Сравнивая нагрузку с прошлым Новым годом, в этом мы ожидаем порядка 6 - 7 тысяч вызовов в минуту в период с 0:00 до 0:05. Вспоминая прошлый Новый год, могу сказать, что Скай Линк работал безупречно - никаких проблем с дозвоном внутри сети не было. Были проблемы со звонками на ГТС, на сотовых операторов, нашим абонентам в этом плане было легче" – рассказывает Кирилл Волошин, руководитель службы по связям с общественностью ЗАО "Дельта Телеком". По данным компании, петербургский "Скай Линк" может обслуживать до 42 тысяч вызовов одновременно. <b>Tele2 и так готов</b> "Наши абоненты за свои полтора цента и бесплатными входящими со всех телефонов, включая городские, и так активно разговаривают, поэтому к большим нагрузкам наша сеть готова. Что-то специально делать в Новый Год – бессмысленно, в прошлом году сеть у нас почти не "лежала", в этом году тоже все будет нормально. И так работы много, а штат маленький – зачем тратить время и деньги? А если сеть и "ляжет", то она "ляжет" и у других, а мы сохраним свое ценовое преимущество" – рассказал сотрудник компании, пожелавший остаться неизвестным. <b>МТС считает в эрлангах</b> "В Новый Год (в период с 23.30 31 декабря по 1.00 1 января) из опыта прошлых лет присходит увеличение нагрузки в 2-2,5 раза. Пиковые значения могут быть и больше. Ежегодно, в том числе и в этом году планируются и проводятся ряд мероприятий направленных на обеспечение обслуживания этой нагрузки" – прокомментировали в пресс-службе петербургского филиала МТС. В прошлый Новый Год максимальная нагрузка на сеть составила 18309 эрлангов, в этом году ожидается около 25000 эрлангов, для сравнения в настоящее время максимальная нагрузка (16500 эрлангов) была зафиксирована 23 декабря.