09:5222 декабря 200509:52
25просмотров
09:5222 декабря 2005
К февралю в бастующем "Портофлоте" не останется членов профсоюза. Руководство компании ведет войну с профсоюзом намного успешнее участников других громких трудовых споров.
К февралю в ЗАО «Портовый флот» не должно остаться членов профсоюза. Политика, проводимая администрацией компании, не позволит профсоюзу воспользоваться успехом в Верховном суде, отменившем 16 декабря решение о признании забастовки работников вспомогательного флота незаконной. 20 января на заседании забастовочного комитета профсоюзы даже не смогли принять решение о возобновлении забастовки.<br><br><b>Кадровая зачистка </b><br>Администрация ЗАО «Портовый флот» ведет войну с профсоюзом намного успешнее участников двух других наиболее громких трудовых споров в Петербурге и Ленобласти. Если докерам «Морпорта» удалось добиться почти полного выполнения своих требований, а рабочие всеволожского «Форда» получили от администрации ряд уступок и продолжают активное давление на администрацию, то в «Портовом флоте» к февралю останется только треть от 900 сотрудников, работавших в октябре до начала конфликта по поводу повышения заработной платы.<br>200 с лишним человек, по словам председателя профкома работников «Портового флота» Григория Полина, уволились сами из-за низкой заработной платы. 375 работников, чьи контракты заканчивались в декабре, покинули профсоюз в процессе перезаключения трудовых договоров. Выход из профсоюза ставился условием для продления контракта. Не приняли это условие около 40 человек. Они также покинули «Портовый флот»<br>О сокращении еще 315 человек под предлогом реструктуризации объявила администрация компании. Уведомления о предстоящем в феврале увольнении получили на руки почти все оставшиеся в компании члены профсоюза, которые и составляют, по словам Григория Полина, 95% сокращаемых.<br><br><b>Сплошные удары</b><br>Председатель совета директоров компании Олег Кобелев фактически подтвердил наличие связи между сокращением работников и их участием в забастовочном движении, заявив на одной из пресс-конференций, что «Портовый флот» перенесет «все риски, связанные с трудовым спором, на компании-операторы, которые вольны решать, брать или не брать этих сотрудников снова на работу».<br>Руководство нанесло профсоюзу и финансовый удар. По словам Григория Полина, уже три месяца администрация не перечисляет в кассу профсоюза членские взносы, что даже стало поводом для трудового арбитража. Арбитраж постановил взносы выплатить, но это решение не выполняется.<br><br><b>На забастовку денег нет</b><br>Невыплата взносов, скрытый локаут, как называют профсоюзные деятели реструктуризацию, а также увязывание участия или неучастия в профсоюзе с решением о продлении или прекращении контракта, безусловно, могут стать поводом для судебного разбирательства. Однако работодатели один суд у профсоюза выиграли, а другой проиграли лишь частично – Верховный суд не окончательно отменил решение городского суда о незаконности забастовки работников «Портового флота», а направил дело на новое рассмотрение в городской суд. <br>Профсоюзу не хватает сил и средств на судебные тяжбы, а у работников не оказалось сбережений, чтобы перетерпеть возможное снижение доходов на время трудового спора. Часть из них отказалась от борьбы в процессе перезаключения контрактов, еще часть, вероятно, внимательно прислушается к обещанию Олега Кобелева: «Мы будем платить больше, когда сократим штат наполовину», - и приложат усилия чтобы быть в половине, которая останется после сокращения. Это частично подтверждает справедливость требований о повышении зарплаты, но ставит активистов забастовки в невыгодное положение, ведь реструктуризация начнется в феврале.<br><br><b>История конфликта</b><br>Конфликт по поводу повышения заработной платы в ЗАО «Портовый флот» начался в октябре 2005 года. Профсоюз требует повышения заработной платы на 30% в связи с с тем, что как утверждают, активисты стачкома за последние три года ни разу не проводилась индексация заработной платы в связи с инфляцией. Профсоюз назначил на 10 ноября начало бессрочной забастовки. 7 ноября 2005 года городской суд Петербурга удовлетворил иск администрации ЗАО «Портовый флот» и признал забастовку незаконной. 16 января Верховный суд РФ отменил решение городского суда и вернул дело на повторное рассмотрение.
Конфликт развивался параллельно с объявлением ФГУП "Росморпорт" конкурса на управление судами, которыми в настоящее время управляет ЗАО «Портовый флот». До октября это года профсоюз и администрация выступали вместе против передачи судов «Росморпорта» другой компании. ФГУП "Росморпорт" требует, чтобы управляющая компания сократила расходы на эксплуатацию вспомогательного флота не менее, чем на 15%. На слушаниях, проведенных по поводу конкурса в Законодательном собрании Петербурга, было отмечено, что экономия может быть достигнута исключительно за счет снижения расходов на оплату труда. Единственная организация, представившая на конкурс документацию, удовлетворяющую условиям «Росморпорта» - ООО "Балтийский флот" (Группа компаний «ИСТ»).
В мае 2005 года Государственная инспекция труда оштрафовала ООО "Балтийский флот" за нарушение трудового законодательства. Компания до сих пор не заключила с экипажем коллективный договор, и все моряки работают по срочному договору.
Тем не менее, теперь председатель профкома работников «Портового флота» Григорий Полин заявляет, что рядовые сотрудники выиграют от передачи судов в другую компанию. В пример Полин приводит ледокол «Капитан Сорокин»: «Когда у нас его забрали, мы думали, будет полный провал, но эксплуатируют его нормально, а экипажу повысили зарплату. То же самое будет и с другими судами. Профсоюз от этого, безусловно, проиграет, но работники выиграют».
Директор петербургского филиала ФГУП "Росморпорт", Анатолий Савкин пообещал, что в случае забастовки "Росморпорт", обязательно подключится и в короткое время сможет решить вопрос о передаче ледоколов другой управляющей компании.