13:0517 октября 200513:05
18просмотров
13:0517 октября 2005
Петербургские сотовые дилеры предприняли попытку давления на операторов связи, чтобы сохранить доходы: они угрожают прекратить подключать абонентов.
Ультиматум в виде коллективного письма дилеры выдвинули на прошлой неделе в связи с задержкой выплаты вознаграждений за уже подключенных абонентов ОАО «Мобильный ТелеСистемы». Подобное выступление говорит о выходе на новый уровень отношений между салонами связи и сотовыми операторами. До последнего времени только операторы диктовали условия.<br><br>По правилам «МТС», размер этих вознаграждений зависит не столько от количества новых подключений, сколько от их «качественности», то есть прибыли, принесенной оператору. В МТС сообщили, что в результате сбоя в биллинговой системе «МТС» размер вознаграждения в августе оказался меньше, чем заплатили дилерам, и некоторые из них остались даже должны оператору. В итоге, дилерам предложено вернуть в августе более $500 тыс ежемесячного вознаграждения за подключения в виде штрафов за «некачественных» абонентов. «Итогом перехода «МТС» с одной биллинговой системы на другую стал пересмотр результатов работы дилеров МТС в Северо-Западном регионе. Мы, как и все дилеры, подписавшие письмо, не согласны с таким пересмотром и выставленными счетами, - сообщила Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной". - Если компания МТС будет настаивать на своем, то целесообразность работы на данном направлении с компанией МТС для нас останется под вопросом». <br><br><b>Мало денег</b><br>Решение потребовать от «МТС» выплаты в полном объеме платы за подключения приняли на прошедшем 7 октября собрании руководства крупнейших дилерских сетей. В случае отказа оператора, дилеры планируют на несколько дней прекратить продажу его контрактов и прием платежей за услуги связи от абонентов. Всего под письмом подписались 12 дилеров, которые контролируют примерно 88% рынка подключений города. Из значительных дилеров письмо отказались подписать лишь сети «Бета Линк» и «Диксис». "Есть несколько причин, повлиявших на наше решение. Во-первых, сумма перерасчета оказалась не очень большой и была полностью покрыта комиссией за август, - сообщила Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью «Диксис». - Во-вторых, «МТС» является нашим давним партнером и все возникающие между нами вопросы мы способны решить за столом переговоров". <br><br><b>Только повод</b><br>На собрании на борту прогулочного катера «Руслан» группы компаний «Элиен» (компания занимается также судоходным бизнесом) дилеры признали, что до сих пор все «закручивания гаек» операторов должны были встретить более достойный отпор. Уже в апреле дилеры выказывали идею объявить бойкот операторам связи, прекратив подключать и принимать платежи от их абонентов. Однако весной эта идея не была реализована, так как дилеры не сумели отказаться от доходов, получаемых от предоставления услуг операторам. Теперь же, когда речь идет только об одном операторе, дилеры смогут отыграться на нем за все свои обиды на «смежников». <br><br><b>Не смертельно</b><br>Полностью работа «МТС» в Петербурге на время бойкота не прекратится – у оператора есть восемь собственных офисов, где желающие подключиться к сети смогут заключать контракты. Прием платежей может осуществляться через банкоматы, специальные электронные терминалы и в некоторых супермаркетах. К тому же сейчас на рынке очередное сезонное затишье на рынке подключений перед новогодней кампанией, когда за несколько дней выполняется месячная норма..<br><br><b>Самое время</b><br>На пятничном собрании управляющий филиалом группы компаний «Евросеть» Константин Левин высказал предположение, что для «МТС», акции которого торгуются на рынке, терять даже небольшое количество новых подключений гораздо неприятнее, чем выплатить требуемые дилерами вознаграждения. К тому же у «МТС» сейчас идет серьезная борьба с основным конкурентом ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») за лидерство. <br>Именно на этом и решили сыграть дилеры. При этом все они связаны с операторами контактами, не позволяющими им просто отказаться от продаж контрактов. Однако устанавливать свои цены на них дилеры могут, что и было предложено на собрании: установить завышенные цены на стартовые пакеты «МТС» и не платить своим продавцам за их продажу. По словам топ-менеджера одной из крупнейших сетей города, всю прошлую неделю контракты МТС продаются по цене двое больше рекомендованной, и это практически полностью остановило продажи контрактов оператора. По его данным, в этой акции участвуют сети «Ультра», «Связной», «Евросеть», «Телефорум», «Цифроград», «Элиен» и другие. Кроме того, дилеры отменили премии своим продавцам за подключения к «МТС».
<b>Есть вопросы</b>
Руководитель Петербургской антимонопольной службы Олег Коломийченко считает, что в действиях дилеров могут быть допушены нарушения закона.
«Если подобная акция проводится компаниями, занимающими более 35% рынка, это может подпадать под действие статьи, запрещающей злоупотребление монопольным положением на рынок, - считает он. – Если «МТС» пожалуется, мы будем разбираться».
«Мы постоянно ведем переговоры, по поводу сложившейся ситуации, и уверен, что до полного отказа от продаж наших контрактов дело не дойдет, - сообщил директор по маркетингу макрорегиона Северо-Запад «МТС» Руслан Гурджиян. - Мнение, что мы недооцениваем сбытовую сеть – ошибочно. Мы рассматриваем дилеров как наших партнеров и уже предложили им варианты решения спора».
<b>Такое впервые</b>
Другие операторы отнеслись с ультиматуму с недоумением: до сих пор все вопросы отношений между ними и дилерами решались тихо и быстро.
«За свою практику я ни разу не встречался с подобными ультиматумами от дилеров. Если «МТС» действительно недоплатил какие-то деньги, никакого давления не должно быть – за работу нужно платить. А если что-то требуют дополнительно и пишут какие-то необоснованные коллективные письма - это другая вещь, - комментирует директор петербургского филиала «Билайна» Игорь Заруднев. - Я думаю, у нас до такого никогда дело не дойдет, мы постараемся найти компромисс, чтобы это не было так публично».
«Конфронтация не лучший способ разрешения конфликта. Дилеры и операторы существуют в теснейшем симбиозе, и любое противостояние в первую очередь ударит по абонентам, реакция которых будет негативной как в отношении дилеров, так и в отношении оператора, - уверен пресс-секретарь ЗАО «Дельта-Телеком» (торговая марка SkyLink) Кирилл Волошин. - Учитывая уровень проникновения сотовой связи в мегаполисах, ничего хорошего от конфликта ждать не приходится».
«Дилеры и операторы работают на рынке, являясь партнерами, которые друг без друга существовать не могут и не смогут, - отметили в пресс-службе северо-западного филиала ОАО «МегаФон». - Глобальные конфликты не выгодны ни одной стороне. Подобные ситуации недопонимания возможны, но они всегда рано или поздно разрешаются. Мы уверены, что так произойдет и на этот раз».