Часть спорных моментов прояснили поправками

Как изменились специальные налоговые режимы для малого бизнеса после поправок, внесенных летом в Налоговый кодекс?

Марина Береснева, директор ООО "ЦЭП-Аудит"
Этим летом наш законодатель не ленился: было принято 18 законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс РФ. Часть поправок носит чисто технический характер, уточняя некоторые формулировки, а часть вносит существенные изменения в налоговое законодательство. Вступление в силу поправок растянуто на 2 года, до 01.01.2007 г. Есть изменения, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2002 г. и 01.01.2005 г. Значительное число нововведений улучшает положение налогоплательщиков, но есть и такие, которые сформулированы не в их пользу и отменяют сложившуюся судебную практику по ряду вопросов. Так, теперь при переходе на упрощенную систему налогообложения придется восстановить в налоговом учете НДС по основным средствам, а также необходимо будет его восстановить в случае, если организация, применяющая общий режим налогообложения, внесет в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица имущество, по которому ранее НДС был принят к вычету. Эта позиция законодателя вызывает недоумение налогоплательщиков, так как судебные органы до введения этих поправок занимали совершенно противоположную позицию. Однако, по большей части, изменения в НК улучшают положение малого бизнеса - систематизируем их.
Упрощенка
Серьезным изменениям подверглась глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
1. Новая редакция статьи 346.11. поставила точку в вопросе "должны ли налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, сдавать нулевые декларации по налогу на прибыль, на имущество, НДС и выписывать счета-фактуры?". Прежняя редакция заменяла уплату одних налогов на другие, но не освобождала налогоплательщика от обязанностей носить декларации и т.п. Правда, на практике никто и не заполнял лишних деклараций, но формально не было нормы, оcвобождающей "упрощенщиков" от этих обязанностей. Теперь это освобождение прямо указано в кодексе.
2. Увеличен размер предельного годового дохода с 15 до 20 млн рублей. При этом эта величина не является окончательной, а будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год.
3. Уточнен состав организаций, имеющих право применять упрощенную систему налогообложение. Раньше множество споров возникало в связи с применением упрощенки некоммерческими организациями. Налоговые органы не признавали за ними права на этот налоговый режим. Теперь эти организации смогут применять упрощенную систему налогообложения без страха быть подвергнутыми репрессиям со стороны налоговых органов.
4. Расширен состав организаций, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения, за счет бюджетных учреждений и иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории России.
5. Уточнен порядок начала применения упрощенной системы налогообложения для вновь созданных организаций. Теперь они могут подавать заявления о применении этой системы в течение 5 дней с даты их регистрации.
Полную версию статьи читайте на dp.ru