00:0012 сентября 2005
31просмотров
00:0012 сентября 2005
Иностранные инвесторы снова набирают активность
СПб. Последние 2-3 года ознаменовались серией продаж петербургских предприятий
- лидеров своих отраслей зарубежным компаниям.
Среди сделок этого
периода: продажа 100% ЗАО "Мултон" (29301)*, 85% ЗАО "Идеальная чашка" (98369)*,
"Строймастер", 100% ОАО "Комбинат им. Степана Разина", группы "Петросоюз",
блокирующего пакета SPN Digital и др. По прогнозам Центра макроэкономического
анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2005 г. иностранцы вложат в
российские активы $14 млрд, в 2006 г. - $19 млрд, а в 2007-м - уже $25
млрд.
Пока не задушили
В большинстве случаев основная причина
продажи бизнеса - усиление конкуренции со стороны западных компаний. "Сейчас их
столько стремится в наш город, что район кольцевой автодороги в Петербурге да и
город через некоторое время станет своего рода "невским пятачком", на котором
развернутся ожесточенные конкурентные бои", - говорит Дмитрий Скворцов,
совладелец Группы компаний "ТЕКС", продавшей гипермаркеты "Строймастер" финскому
холдингу Kesko.
По мнению генерального директора ЗАО "Мултон"
(производитель соков) Александра Критского (270276)*, российские компании часто
не выдерживают конкуренции, поскольку финансовая прочность международных
корпораций такова, что первые 5-7 лет они могут позволить себе захватывать
рынок, устанавливая низкие цены и работая в убыток. В отличие от российских
компаний, западные в краткосрочном периоде больше интересует не прибыль, а доля
рынка.
Еще одна причина - потеря прибыли за счет потери управляемости.
Большинство отечественных фирм росли стихийно, а не по заранее спланированной
схеме. К настоящему моменту структура управления настолько отстает от масштабов
бизнеса, что он становится неуправляемым.
А реструктуризация столь
сложное и затратное мероприятие, что некоторые собственники предпочитают продать
бизнес "в хорошие руки".
Дай другому
Также часто продаются активы,
которые участвуют в технологическом процессе, но не имеют отношения к основной
деятельности. "Иногда бизнес делает ошибку - берет на себя всю технологическую
цепочку, включая вспомогательные процессы, чтобы получать вторую прибыль за счет
производства всего того, что ты продаешь. Не нужно коситься в сторону чужой
прибыли. Если можно какие-то вспомогательные виды деятельности полностью отдать
кому-то на откуп, но с гарантией качества - я даже готов переплатить. Часть
предприятий, технологически вписывающихся в общую структуру, я продал. И после
всего этого стало лучше с точки зрения управляемости", - говорит Дмитрий
Скворцов.
Желание получать высокую прибыль, характерную для молодых и
динамичных рынков, - еще одна из причин, по которой некоторые бизнесмены уходят
с уже насыщенных рынков, продавая компании-лидеры. Так, по некоторым данным,
экс-владельцы ЗАО "Мултон" Дмитрий Троицкий, Дмитрий Коржев и Хилар Тедер
выручили от продажи компании около $470 млн. Будучи одними из учредителей сети
гипермаркетов "О'КЕЙ", они инвестировали часть полученных средств в развитие
сети, оценив ее как более доходную, чем соковое направление.
Когда хорошо
покупают
И, наконец, заграница платит больше. "Бизнес, который перестал
приносить прибыль, сложнее продать или свернуть, чем эффективный бизнес, -
считает Дмитрий Скворцов. - Поэтому его нужно продавать, пока он приносит
прибыль".
В последние годы иностранные инвесторы снова набирают
активность, утерянную после августовского кризиса 1998 г. Заинтересованные в
развитии бизнеса на перспективном растущем рынке России, который даже в менее
динамичных отраслях дает значительно более высокие прибыли, чем можно получить в
развитых странах, международные крупные компании готовы покупать российский
бизнес задорого.