Продаться Западу задорого

Иностранные инвесторы снова набирают активность

СПб. Последние 2-3 года ознаменовались серией продаж петербургских предприятий - лидеров своих отраслей зарубежным компаниям.
Среди сделок этого периода: продажа 100% ЗАО "Мултон" (29301)*, 85% ЗАО "Идеальная чашка" (98369)*, "Строймастер", 100% ОАО "Комбинат им. Степана Разина", группы "Петросоюз", блокирующего пакета SPN Digital и др. По прогнозам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в 2005 г. иностранцы вложат в российские активы $14 млрд, в 2006 г. - $19 млрд, а в 2007-м - уже $25 млрд.
Пока не задушили
В большинстве случаев основная причина продажи бизнеса - усиление конкуренции со стороны западных компаний. "Сейчас их столько стремится в наш город, что район кольцевой автодороги в Петербурге да и город через некоторое время станет своего рода "невским пятачком", на котором развернутся ожесточенные конкурентные бои", - говорит Дмитрий Скворцов, совладелец Группы компаний "ТЕКС", продавшей гипермаркеты "Строймастер" финскому холдингу Kesko.
По мнению генерального директора ЗАО "Мултон" (производитель соков) Александра Критского (270276)*, российские компании часто не выдерживают конкуренции, поскольку финансовая прочность международных корпораций такова, что первые 5-7 лет они могут позволить себе захватывать рынок, устанавливая низкие цены и работая в убыток. В отличие от российских компаний, западные в краткосрочном периоде больше интересует не прибыль, а доля рынка.
Еще одна причина - потеря прибыли за счет потери управляемости. Большинство отечественных фирм росли стихийно, а не по заранее спланированной схеме. К настоящему моменту структура управления настолько отстает от масштабов бизнеса, что он становится неуправляемым.
А реструктуризация столь сложное и затратное мероприятие, что некоторые собственники предпочитают продать бизнес "в хорошие руки".
Дай другому
Также часто продаются активы, которые участвуют в технологическом процессе, но не имеют отношения к основной деятельности. "Иногда бизнес делает ошибку - берет на себя всю технологическую цепочку, включая вспомогательные процессы, чтобы получать вторую прибыль за счет производства всего того, что ты продаешь. Не нужно коситься в сторону чужой прибыли. Если можно какие-то вспомогательные виды деятельности полностью отдать кому-то на откуп, но с гарантией качества - я даже готов переплатить. Часть предприятий, технологически вписывающихся в общую структуру, я продал. И после всего этого стало лучше с точки зрения управляемости", - говорит Дмитрий Скворцов.
Желание получать высокую прибыль, характерную для молодых и динамичных рынков, - еще одна из причин, по которой некоторые бизнесмены уходят с уже насыщенных рынков, продавая компании-лидеры. Так, по некоторым данным, экс-владельцы ЗАО "Мултон" Дмитрий Троицкий, Дмитрий Коржев и Хилар Тедер выручили от продажи компании около $470 млн. Будучи одними из учредителей сети гипермаркетов "О'КЕЙ", они инвестировали часть полученных средств в развитие сети, оценив ее как более доходную, чем соковое направление.
Когда хорошо покупают
И, наконец, заграница платит больше. "Бизнес, который перестал приносить прибыль, сложнее продать или свернуть, чем эффективный бизнес, - считает Дмитрий Скворцов. - Поэтому его нужно продавать, пока он приносит прибыль".
В последние годы иностранные инвесторы снова набирают активность, утерянную после августовского кризиса 1998 г. Заинтересованные в развитии бизнеса на перспективном растущем рынке России, который даже в менее динамичных отраслях дает значительно более высокие прибыли, чем можно получить в развитых странах, международные крупные компании готовы покупать российский бизнес задорого.