00:0012 сентября 200500:00
16просмотров
00:0012 сентября 2005
СПб. Продажу некоторых предприятий можно объяснить усталостью их собственников от оперативного управления.
По мнению генерального директора ООО "Максидом"
(53134)* Сергея Голикова, в России ситуация, когда человек владеет бизнесом и
практически не занимается контролем и управлением, нереальна. Продажа бизнеса и
есть выход из ситуации. "Получить деньги, купить на них недвижимость, сдать в
аренду и жить, как рантье, - говорит он. - Если денег действительно много - на
жизнь уж точно хватит, и забот никаких".
Тем, кто начинал вести бизнес в
"дикие времена" 90-х, сейчас в условиях относительной стабилизации стало скучно.
Собственники потратили много сил на создание и развитие своих предприятий, они
были первопроходцами, пробивали себе дорогу через различные препятствия. А
теперь предприятию нужно скорее рутинное управление, соблюдение правил, и для
них это в некоторых случаях неинтересно, а в некоторых - не умеют. "Я еще год по
контракту должен находиться в проданной рознице - в наших бывших магазинах, -
говорит Дмитрий Скворцов, совладелец Группы компаний "Текс", продавшей
гипермаркеты "Строймастер" финскому холдингу Kesko. - Но я не вижу в ней своего
места. Я что, до пенсии должен ходить и указывать, если пол грязный, продавцы
неопрятные и следить за товарным запасом? Это должен делать наемный
менеджер".
Вариант, когда можно отойти от дел, не продавая бизнес, а
просто передать его наемным менеджерам, для большинства собственников
неприемлем. "Собственники не могут оставить управление, так как сегодня огромный
дефицит топ-менеджеров, которым можно было бы оставить все сферы деятельности
компании", - считает Виктор Дорогостайский (317664)*, директор по маркетингу
ИМИСП, ранее директор по стратегическому развитию ЗАО "Идеальная чашка" (98369)*
(продано в этом году скандинавскому банку Trigon Capital
Group).
Береженого Бог бережет
Еще одна причина - желание
обезопасить себя, получив на руки наиболее ликвидный и обезличенный в любых
условиях актив - деньги, и желательно не отечественные. Это желание, по словам
Дмитрия Ходыкина, рождает общественно-политическая обстановка в стране. "Отчасти
желание продать бизнес может быть связано с ситуацией по "ЮКОСу", когда
бизнесмены решили выйти в cash на "всякий случай", - говорит он.
Кроме
того, продажа бизнеса западным компаниям - это возможность получить полностью
"белые" средства. Самый популярный способ этой серии - проведение IPO.
Преимущество открытой компании - возможность официально показать свои
доходы.
есть мнение
есть мнение
Александр
Аладушкин,генеральный директор ЗАО "Аладушкин Групп":
"Когда не можешь
достойно сопротивляться конкурентам, выход только один - продаться им. Не всегда
предприятие стоит столько, сколько за него просят. Настоящая стоимость написана
в договоре купли-продажи. А цена бизнеса - это оценка деятельности собственника:
за сколько собственник смог продать свой бизнес, столько он и заработал за все
эти годы. В этом суть бизнеса - работать так, чтобы каждый день компания
становилась дороже. В данном случае судьей является биржа".