Наемный топ хорош под присмотром

СПб. Продажу некоторых предприятий можно объяснить усталостью их собственников от оперативного управления.

По мнению генерального директора ООО "Максидом" (53134)* Сергея Голикова, в России ситуация, когда человек владеет бизнесом и практически не занимается контролем и управлением, нереальна. Продажа бизнеса и есть выход из ситуации. "Получить деньги, купить на них недвижимость, сдать в аренду и жить, как рантье, - говорит он. - Если денег действительно много - на жизнь уж точно хватит, и забот никаких".
Тем, кто начинал вести бизнес в "дикие времена" 90-х, сейчас в условиях относительной стабилизации стало скучно. Собственники потратили много сил на создание и развитие своих предприятий, они были первопроходцами, пробивали себе дорогу через различные препятствия. А теперь предприятию нужно скорее рутинное управление, соблюдение правил, и для них это в некоторых случаях неинтересно, а в некоторых - не умеют. "Я еще год по контракту должен находиться в проданной рознице - в наших бывших магазинах, - говорит Дмитрий Скворцов, совладелец Группы компаний "Текс", продавшей гипермаркеты "Строймастер" финскому холдингу Kesko. - Но я не вижу в ней своего места. Я что, до пенсии должен ходить и указывать, если пол грязный, продавцы неопрятные и следить за товарным запасом? Это должен делать наемный менеджер".
Вариант, когда можно отойти от дел, не продавая бизнес, а просто передать его наемным менеджерам, для большинства собственников неприемлем. "Собственники не могут оставить управление, так как сегодня огромный дефицит топ-менеджеров, которым можно было бы оставить все сферы деятельности компании", - считает Виктор Дорогостайский (317664)*, директор по маркетингу ИМИСП, ранее директор по стратегическому развитию ЗАО "Идеальная чашка" (98369)* (продано в этом году скандинавскому банку Trigon Capital Group).
Береженого Бог бережет
Еще одна причина - желание обезопасить себя, получив на руки наиболее ликвидный и обезличенный в любых условиях актив - деньги, и желательно не отечественные. Это желание, по словам Дмитрия Ходыкина, рождает общественно-политическая обстановка в стране. "Отчасти желание продать бизнес может быть связано с ситуацией по "ЮКОСу", когда бизнесмены решили выйти в cash на "всякий случай", - говорит он.
Кроме того, продажа бизнеса западным компаниям - это возможность получить полностью "белые" средства. Самый популярный способ этой серии - проведение IPO. Преимущество открытой компании - возможность официально показать свои доходы.
есть мнение
есть мнение
Александр Аладушкин,генеральный директор ЗАО "Аладушкин Групп":
"Когда не можешь достойно сопротивляться конкурентам, выход только один - продаться им. Не всегда предприятие стоит столько, сколько за него просят. Настоящая стоимость написана в договоре купли-продажи. А цена бизнеса - это оценка деятельности собственника: за сколько собственник смог продать свой бизнес, столько он и заработал за все эти годы. В этом суть бизнеса - работать так, чтобы каждый день компания становилась дороже. В данном случае судьей является биржа".