00:0012 сентября 200500:00
106просмотров
00:0012 сентября 2005
Премиум-класс закидают дешевыми пирожками
СПб. Сегодня крупные инвесторы в сфере общепита предпочитают
вкладывать деньги в сетевые заведения, а мелкие - работать по
франшизе.
По данным Комитета экономического развития, промышленной
политики и торговли администрации СПб (КЭРППиТ) (76575)*, оборот общественного
питания в январе-июне текущего года превысил 6 млрд рублей. На сетевые
предприятия приходится 22% от общего оборота общепита в целом. При этом они
составляют примерно 5% от общей численности предприятий общепита. По данным на
начало 2005 г., в Петербурге работало 4808 предприятий общественного
питания.
Соотношение оборотов сетевых и несетевых форматов в расчете на
одно предприятие открывает благоприятные перспективы для дальнейшего роста
операторов, развивающих именно сети: средний оборот предприятия, входящего в ту
или иную сеть, выше примерно в 4 раза, чем в среднем по отрасли, и почти в 5
раз, чем у несетевой точки.
"На рынке установилась мода на открытие
сетевых заведений. Они быстро окупаются и обеспечивают высокую прибыль. Еще
1,5-2 года назад петербургские рестораторы стремились открывать рестораны
премиум-класса и не хотели работать в сфере фаст-фуда. Но единичные, авторские
проекты не так быстро окупаются и не приносят сверхприбылей, поэтому сегодня
такие проекты закрываются", - говорит Гарик Айрапетян, владелец ресторанов
"Шестой угол", "Саквояж", "Рыжий Чуб", кафе Kapone.
"Сейчас перспективно,
на мой взгляд, развивать сеть кафе на фуд-кортах, а также открывать сетевые кафе
совместно с каким-либо крупным сетевым оператором, например, сети магазинов,
сети аптек на условиях общих инвестиций, общих площадей и т.д.", - считает Артур
Демидов (385629)*, соучредитель сети кафе "Кошкин дом".
Сети
наступают
По данным исследования Исследовательской группы "ЭКРО-RG"
(22957)*, наиболее выгодны сети быстрого питания - в суммарном обороте всех
сетей отрасли на их долю приходится 35%. Средний оборот одной точки в сети
фаст-фуда примерно в 2 раза выше, чем в среднем у сетевого ресторана, в 2,5 раза
- чем у сетевой кофейни и в 3,5 раза - чем у сетевой пиццерии.
Учитывая
темпы, с которыми наращивали свои сети основные петербургские операторы, можно
ожидать существенного увеличения доли сетевых заведений в суммарном обороте
города к 2006 г. с 22 до 36%.
Есть стали больше
Оборот общепита за
первое полугодие 2005 г. по сравнению с аналогичным перодом прошлого года вырос
на 24,3%. Ожидаемый итоговый оборот за 2005 г. - не ниже 12 млрд рублей (2004 г.
- 10 млрд рублей). Однако, если сравнивать объемы рынка общественного питания в
сопоставимых ценах, темпы его роста остаются практически неизменными с 2002
г.
По прогнозам КЭРППиТ, суммарный объем рынка в 2008 г. должен превысить
25 млрд рублей (т.е. практически удвоиться по отношению к 2005 г.). Но такой
рост возможен, только если вырастут объемы среднедушевого потребления, а также
если будет успешно реализован План развития туризма в Санкт-Петербурге, принятый
администрацией города.
Где что растет
Прирост сети общественного
питания за минувшие 2 года происходил главным образом за счет таких форматов,
как кафе (49% от общего количества предприятий), бар (12%) и ресторан (8%). По
данным "ЭКРО-RG", сокращается доля морально устаревших заведений - столовых,
закусочных, буфетов, кулинарий. Так, доля столовых с 2003 г. сократилась на 21%
(с 229 заведений до 180). Однако ряд рестораторов считают формат, например,
кулинарии перспективным. Например, в августе ООО "СП "Mr. Baker" (77630)*
открыло свою первую кафе-пекарню, в планах компании - строить в городе сеть
таких кафе.
"По нашим оценкам, ниша кафе-пирожковых с выпечкой
собственного производства открывает большие возможности для развития, и в ней
пока не так много игроков, - уверен Артур Демидов. - Мы 2 года тому назад отошли
от формата бистро, сделали ставку на кафе-пирожковые. Работа в этом сегменте
позволяет нам ежегодно увеличивать оборот в среднем на 50%".
На
заметку
Доля ресторанов в зависимости от типа кухни
Русская -
19%
Китайская - 18%
Японская - 11%
Итальянская -
5%
Азербайджанская - 5%
Грузинская - 5%
Кавказская -
5%
Американская - 4%
Восточная - 4%
Немецкая -
2%
Остальные - 22%
Источник: КЭРППиТ