Развлекательные комплексы берут количеством

Арендаторы мигрируют

СПб. Несмотря на то что торговые центры растут как грибы после дождя, в Петербурге по-прежнему не хватает качественных торговых площадей.
Некоторые эксперты предсказывают, что в ближайшие несколько лет на рынке торговой недвижимости наступит перенасыщение.
По данным компании "Астера", объем торговых площадей на рынке Петербурга составляет порядка 1680 тыс. м2. В настоящее время на различных стадиях реализации находятся более 60 крупных проектов строительства торговых, торгово-развлекательных и многофункциональных комплексов общей площадью более 2200 тыс. м2.
По обеспеченности населения торговыми площадями на 1 тыс. человек Петербург (104 м2 на 1 тыс. человек - информация London Cosulting & Management Company (LCMC) отстает как от Москвы, так и от сравнимых рынков восточноевропейских столиц. Этот факт позволяет аналитикам утверждать, что рынок торговых комплексов еще способен поглотить несколько сотен тысяч площадей.
По официальной статистике, розничный товарооборот в Москве в 2004 г. составил 1,4 трлн рублей, в то время как в Петербурге - 199,2 млрд рублей. По данным компании LCMC, среднедушевой доход растет в Петербурге на 10-15% в год, предложение площадей в торговых центрах растет каждый год в разы.
В ущерб качеству
По мнению Дмитрия Золина, директора по развитию LCMC, основным недостатком торговых комплексов является определенное однообразие концепций и соответственно сходство арендаторов. "Эти два факта кореллируют между собой, поскольку девелоперы в определенном смысле оглядываются назад, ориентируясь на уже успешно заполненные проекты, и перестраховываются".
Ирина Анисимова, исполнительный директор ООО "АСТЕРА", добавляет, что привлекательность торгового комплекса зачастую снижает неправильный подбор арендаторов, ориентированных на разные слои населения, и неправильное функциональное зонирование торговых площадей.
Будущее не за горами
По прогнозам специалистов, перенасыщение наступит через 2-3 года. Олег Спивак, директор департамента торговой недвижимости "Бекар. Консалтинг", прогнозирует снижение уровня доходности от сегодняшних 20 до 16-18% к концу 2006 г. и рост срока окупаемости.
По мнению Дмитрия Золина, в случае вступления России в ВТО произойдет снижение цен на импортные товары, которое переведет в разряд демократичных многие западные бренды, имеющие сегодня ограниченный потребительский спрос. Ввод новых торговых комплексов будет способствовать миграции арендаторов из старых торговых центров.
Николай Казанский, старший консультант Colliers International, считает, что некоторое перенасыщение может заставить менее конкурентоспособные торговые центры снизить арендные ставки.
Алексей Шаскольский, руководитель группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства, предсказывает переформатирование, укрупнение арендаторов, увеличение площадей под развлечения. В отдельных случаях - редевелопмент капитального характера, вплоть до сноса и строительства объекта иного качества и, возможно, назначения.
цифры
4-8 лет составляет сегодня срок окупаемости торгового центра
Источник: ЗАО "Бекар. Консалтинг"
итоги
ЗАО "содис-Строй"
Константин Аввакумов,генеральный директор
27.000 м2 - объем строительства в 2004 г.
ЗАО "Строительный трест"
Евгений Резвов, генеральный директор
165.000 м2 - объем строительства в 2004 г.
ЗАО "трест-36"
Гилиль Дворкин, генеральный директор
25.000 м2 - объем строительства в 2004 г.