"Панельщики" сохранят обороты

От зрелищ к делу

СПб. По прогнозам петербургский рынок сэндвич-панелей еще на год-два сохранит темп роста на уровне 30% в год.
Главный резерв роста, по мнению его участников, заложен в активном промышленном строительстве.
Дави на газ!
Петр Федоров, директор по маркетингу ООО "Завод строительных биоконструкций "ARMAX", уверен, что развитие рынка сэндвич-панелей определит размах коммерческой недвижимости.
"Поскольку сэндвич-панели не получили распространение в жилищном домостроении, а используются при возведении промышленных зданий, торговых, развлекательных и общественных сооружений, то рост именно этого сектора строительства определяет рост рынка сэндвич-панелей. В этом есть свои плюсы и минусы. Так, стагнация на жилищном рынке не отразилась на рынке панельном. Но поскольку наш рынок во многом зависит от частных, в том числе иностранных, инвесторов, то прогнозировать его дальнейший рост сложно. Но думаю, еще года два он сохранится на уровне 20-30% в год. Основные резервы роста - новое промышленное строительство, например завода Toyota, а также вывод существующих производств из города на новые площадки, где также надо будет строить новые сооружения", - отмечает Петр Федоров.
К станку
Александр Гнездов, генеральный директор ООО "Стройпанель", считает, что сейчас акцент использования сэндвич-панелей смещается от торгово-развлекательных объектов к промышленным.
"Так, раньше соотношение между торговыми комплексами и заводами было примерно 70:30, а теперь - 50:50, в следующем году - 40:60. Для производителя сэндвич-панелей участие в строительстве завода выгоднее. Ведь один завод - это четыре-пять торговых комплексов. Более того, со временем завод расширяется, строит новые корпуса, реконструирует старые. Всплеск на рынке возможен после завершения строительства кольцевой, когда она начнет обрастать промышленными предприятиями, как это было в Москве", - говорит он.
По мнению Александра Гнездова, иностранные инвесторы и генподрядчики, приходя на российский рынок, постепенно переходят на отечественные материалы.
Есть еще порох
Игорь Чернов, начальник отдела маркетинга Промышленно-строительной корпорации "Пулково" ("Петропанель"), придерживается иной точки зрения: "Ближайшие год-два рынок будет увеличиваться за счет естественных резервов как минимум на 15% в год, поскольку потребность в этом материале еще не удовлетворена.
Со следующего года ужесточится конкуренция на рынке: наиболее слабые игроки начнут покидать его, хотя приход новых компаний не исключаю. Компании-производители будут использовать не только привычные сегменты (строительство промышленно-гражданских объектов), но начнут искать и осваивать новые, которые сейчас еще совсем не распечатаны".