Кино систематизировалось

Москва и Люксембург готовятся превратить Петербург в российский Голливуд

СПб. Московский холдинг АФК "Система" вложит в кинопроизводство около $30 млн, сделав основной съемочной площадкой Петербург и открыв здесь собственную студию.
"Продюсированием фильмов, которые будут производиться в Петербурге займется ЗАО "Тема Продакшн", контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО "Система Масс-медиа", - поясняет Алексей Малобродский, генеральный директор ЗАО "Тема Продакшн".
Сейчас компания завершает сделку по покупке здания в Петербурге под строительство киностудии западного образца.
"Петербург выбран из экономических соображений, - продолжает Алексей Малобродский. - У города отличная фактура, есть что снимать, но главное, на что сделана ставка, - это мощная профессионально-техническая база, существующая на "Ленфильме". "Тема Продакшн" планирует привлечь крупные международные кинопроекты под эгидой того, что здесь дешевле снимать.
Окно в Европу
Само ЗАО "Тема Продакшн" является филиалом люксембургской кинопродюсерской фирмы Thema Production S.A. Последняя основана российским продюсером Михаилом Дунаевым и его европейским коллегой Джимми де Брабантом в 2003 г. Акции Thema Production S.A. на 75% принадлежат ОАО "Система Масс-Медиа", на 25% - частным иностранным инвесторам.
"АФК "Система" (21727)* уже принадлежат крупные медиаактивы, поэтому неудивительно, что она занялась кинобизнесом, - рассуждает Михаил Дунаев. - К тому же в России индустрия развлечений набирает обороты, самое время в нее войти. За год "Тема Продакшн" готова произвести три-четыре художественных фильма в нише среднебюджетного европейского кино $10-30 млн. Их бюджет на 30% составят средства АФК "Система", а на 70% - зарубежных кинокомпаний".
Чужая доля
Более одной трети съемочных групп "Темы Продакшн" будут составлять приглашенные европейские актеры, режиссеры, сценаристы и операторы.
"Кино будет сниматься и на русском, и на английском языках, - заявляет Михаил Дунаев. - Мы собираемся продавать фильмы западным прокатчикам и нравиться международному зрителю".
Это исключение для российского кинобизнеса, который рассчитан в первую очередь на внутренний просмотр.
"Думаю, производство фильмов на российские деньги с прокатом на западе может стать доходным бизнесом, - высказывается директор петербургской кинокомпании "СТВ" Сергей Сельянов (444585)*. - Однако пока я не припомню удачных примеров". "Если кино занялась "Система" - значит, будет вложено много денег, - радуется соучредитель ООО "Инвесткинопроект" (06790)*, продюсер Владимир Муров. - По крайней мере, можно быть уверенным, что то, чем мы занимаемся, прибыльное дело".
Дешевая площадка
"Западные кинокомпании обеспечивают нашу студию работой, при этом само производство им здесь обходится дешевле, - говорит Яна Бежанская, генеральный директор киностудии "Глобус-Фильм". - Они оплачивают в городской бюджет аренду дворов и музеев во время съемок и находят здесь не просто классику. В петербургских хрущевских районах, в которых нет ни рекламы, ни излишнего ремонта, можно создать, например, Китай 1960-х гг., и китайские компании приедут сюда снимать".
На заметку
- АФК "Система" принадлежат компании в сфере телекоммуникаций, высоких технологий, страхования, банковского сектора, недвижимости, розничной торговли, массмедиа. Суммарные активы в 2004 г. составляли около $7,6 млрд.
- ОАО "Система Масс-Медиа" управляет медийными активами АФК "Система": рекламным направлением (РА "Максима", компания "ТВ-Проект"), распространением печатной продукции (группа компаний "Наша пресса"), издательской деятельностью ("Литературная газета", газета "Метро", газета "Pocciя"), мультимедийными услугами (ООО "Система Мультимедиа").
- Thema Production (Люксембург) пользуется налоговыми льготами, существующими в этой стране. Средства, инвестированные в кинопроизводство в этих странах, освобождаются от налога на прибыль, что позволяет инвесторам возвращать примерно 20% от бюджета фильма. В 2005 г. Thema Production намерена продюсировать 10 фильмов.
- Джимми де Брабант - известный европейский продюсер, выпустивший с 1996 г. около 30 фильмов. В разное время он являлся директором по прокату трансъевропейской компании UGC и возглавлял крупнейшую киностудию Люксембурга Delux. Его наиболее громкие фильмы - "Матч-пойнт" режиссера Вуди Алена, "Девушка с жемчужной сережкой", "Венецианский купец", "Тень вампира".