Петербургская арт-ярмарка равняется на Москву

Столичные выставки влекут миллионными прибылями

СПб. Предприниматель намерен с помощью арт-ярмарок увеличить продажи изделий петербургских художников.
О намерении участвовать в формировании в Петербурге рынка художественных ценностей "ДП" рассказал совладелец "Галереи Третьякова" (51030)* Виталий Третьяков. Совместно с фондом "Наш город" он готовится проводить ежегодные арт-ярмарки в ВК "Ленэкспо" (64208)*, ближайшая ярмарка пройдет весной 2006 г. За 2 года уже проведены две ярмарки, однако Виталий Третьяков (554996)* пояснил, что пока они не принесли ожидаемых результатов. На первой ярмарке из 1200 картин было продано около 120, она работала в минус, а вторая, прошедшая весной 2005 г., смогла уже выйти в ноль - из 1500 картин было продано 39. "Опыт организаторов арт-ярмарок в Москве показывает, что на рентабельность выходит третья-четвертая ярмарка, - уверен Виталий Третьяков. - В Петербурге около 10 тыс. художников, заявки на участие в ярмарке 2005 г. подали около 6 тыс.".
Аукцион
Как выставки-продажи в Петербурге работают около 15 галерей ("Борей", "Невский, 20", "Гильдия мастеров" и др.), однако большинство экспертов все-таки сходятся во мнении, что рынок произведений искусства в городе развит слабо, по сравнению с Москвой, например, где ежегодные выставки "Арт-Москва", "Арт-Манеж" - это раскрученные мероприятия, приносящие хорошую прибыль как организаторам, так и участникам. Петербуржцы также принимают в них участие, однако туда уже выезжают галереи более высокого уровня, где стоимость картин может доходить до нескольких тысяч долларов. Например, в этом году довольно успешно продали несколько картин петербургские "Галерея Марины Гисич" и галерея "Д-137". "Д-137" продала на "Арт-Москве" пять картин, получив прибыль в несколько тысяч долларов. На торги выставляются картины лучших галерей со всей страны, поэтому петербургским галереям магазинного типа соревноваться здесь тяжело. Более успешно продавать свои картины они могут на местных арт-ярмарках.
Конкуренция отсутствует
Кроме арт-ярмарки "Сада искусств" других масштабных выставок-продаж в Петербурге нет. В ЦВЗ "Манеж" в прошлом году проводился фестиваль галерей, однако там пояснили, что проходил он как некоммерческое мероприятие, так как "Манеж" не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Понравившиеся картины потом можно было приобрести в галереях, но "Манеж" прибыли от этого уже не получил. Участники рынка рассказали, что посещаемость фестиваля была невысокая в основном из-за того, что практически отсутствовала реклама. Арт-менеджер галереи "Д-137" Татьяна Милюкова пояснила, что к ним обращались из ЦВЗ с предложением принять участие в выставке, однако галерее не понравился подход организаторов: планировалось участие галерей магазинного типа, по итогам выставки не издавался каталог, а это снижает уровень выставки, тем более что включение художника в каталог увеличивает цену на его работы.
Лучше, чем ценные бумаги
Сейчас галерея магазинного типа в Петербурге может продавать до пяти картин стоимостью $300-400 в день. Однако не все галереи афишируют прибыль. "Галерея Третьякова", как утверждает ее владелец, работает практически в ноль, хотя с продажи картины получает от 20 до 70% от ее стоимости (cредняя стоимость картины - $300-400), а если художник никому не известен, накрутка может достигать и 100%. Некоторые галереи в Петербурге и Москве (галерея Шишкина, например) пытаются работать по другой схеме: скупают по низким ценам картины и продают потом со значительной накруткой. На Западе объем годовых продаж крупной галереи или аукционного дома может достигать $1,5 млрд, прибыль - от 10 до 30%. Как утверждает Financial Timеs, за последние 20 лет покупка и продажа произведений искусства показала лучший оборот средств, чем многие другие традиционные инвестиции, включая ценные бумаги и недвижимость.
есть Мнение
Анатолий Белкин, главный редактор журнала "Вещь.doc", художник:
"Галереи, в которых продаются картины стоимостью $300-400, живут везде неплохо. Сложнее тем, кто продает картины стоимостью от $5 тыс. и выше. На мой взгляд, в Петербурге и Москве уже появляются люди, у которых есть и деньги, и интерес к новейшему искусству, выставка "Арт-Москва" показала это достаточно убедительно. Во всем мире этот бизнес давно и успешно развит - знаменитая нью-йоркская галерея, например, может продать три-четыре произведения искусства в год, заработав на этом миллионы долларов".