Развитию страхования мешают нелегалы

Гарантии приобретают, начиная с ямы СПб. Если строители нанимают работников с нарушением трудового законодательства, то некоторые происшествия могут попасть в разряд "нестраховых случаев".

Директор петербургского филиала ОСАО "Россия" Алексей Гайдук уверен, что экономия затрат компании на рабочих более всего мешает развитию страхования строительно-монтажных рисков (СМР).
"Гастарбайтеры из Средней Азии, которых задешево нанимает строительная компания, почти всегда работают с нарушениями техники безопасности, технологических и строительных норм, - говорит Алексей Гайдук. - А происшествия, причиной которых стали грубые нарушения этих правил, как правило, не подпадают под понятие "страховой случай".
"Строители страхуют риски СМР в Петербурге не особенно часто, - сетует первый заместитель директора петербургского филиала ООО "Группа Ренессанс Страхование" Александр Иванов. - В основном страхование СМР происходит, когда на этом настаивает заказчик, так делают иностранные инвесторы. Российские строители пока обращаются к страховщикам редко, считая страхование дополнительной финансовой нагрузкой. Бывает, что риски СМР страхуются, когда на этом настаивают инвестор или банк, выдавшие кредиты под строительство".
Тоннели дороже
В основном страхуются промышленные объекты, торговые и развлекательные комплексы. Типовые строения страхуют редко, так как этапы в таком строительстве расписаны чуть ли не посуточно, и компания способна прогнозировать большую часть рисков.
Определенную долю рынка занимают объекты государственного заказа, у которых в бюджет заложены расходы на страхование, например КАД. "На сегодняшний день наблюдается небольшой рост заинтересованности в страховании СМР, - говорит Александр Иванов, - но в большей степени переговоры и консультации носят рекламно-обучающий характер для руководителей строительных фирм".
У страховщиков при принятии строительно-монтажных рисков стоимость этой услуги обычно укладывается в 1% и менее. При типовом жилом строительстве премия составляет 0,2-0,5% от стоимости объекта. Для дорожного строительства диапазон более широк - 0,1-0,8%, при страховании тоннелей тариф может достигать 2%.
Договор страхования может быть заключен либо на полную стоимость строительства, указанную в смете, либо на отдельные подрядные работы. "В последнем случае мы особенно тщательно проверяем объект, - говорит Алексей Гайдук, - не исключено, что на предыдущих этапах строительства была нарушена технология, и вероятность наступления страхового случая возрастает".
На стоимость полиса страхования СМР влияет целый комплекс факторов: качество почвы, близость к рекам, жилым или производственным объектам и профессионализм строителей.