Сергей Шидловский: "Экспедитору нужен офис, телефон и пишущая машинка"

СПб. О том, как в течение 10 лет он адаптировал западный опыт грузоперевозок на российском рынке, рассказывает Сергей Шидловский, президент Группы компаний "ТРАНССФЕРА".

- Как вы начали продавать свои услуги, когда 10 лет назад в России мало кто знал, что такое логистика?
- Люди, которые начали свой бизнес раньше меня, знали про логистику ровно столько, сколько и я на первом этапе, - то есть ничего. И когда в стране начались процессы международной торговли, людей, которые разбирались в этом (половина личного состава Министерства внешней торговли СССР), тут же разобрали по фирмам. Все остальные остались с одним большим вопросительным знаком.
10 лет назад я привез западную технологию грузоперевозок и попробовал адаптировать ее к российскому рынку. Удивительно, но получилось. Сегодня это развилось в нечто большее, чем просто грузоперевозки. Мы занимаемся тем, что сейчас называется бизнес-интеграцией - продаем логистические системы. Вообще, мы с самого начала занимались интеграцией, только сначала мы не знали, что это такое. Когда появилась компания, я вообще был молодым менеджером.
- И сколько потребовалось молодому менеджеру для того, чтобы начать дело?
- Знаете, исходя из своего опыта, из опыта тех людей, которые меня учили, для того чтобы предоставлять экспедиторские услуги, нужен офис, телефон и пишущая машинка. Да, и еще факс обязательно. Если все это суммировать, получится, что я затратил долларов 500, может, даже меньше. Кстати, все вышеперечисленное можно арендовать.
- До сих пор логистика воспринимается многими компаниями исключительно как склад и транспорт. Вы что-то делаете с этим, ведь такое понимание не способствует продвижению ваших услуг?
- Мы от всей души с этим боремся. Логистика - это далеко не склад и не транспорт. Зачем нужен логистик, если есть транспортная компания и есть складская - пойди к ним и договорись. Но, тем не менее, зачем-то мы нужны. Хотя каждый раз примерно одна и та же история: мы рассказываем клиентам, чем мы можем быть полезны. У наших партнеров, компании Air Action из Великобритании, был случай 20 лет назад. Ее представители пришли в небольшую по тем временам фирму BP и сказали: "Друзья, нам кажется, что ваша логистика построена несколько ущербно". На что, конечно, со стороны BP услышали здоровый смех: "Перестаньте, у нас 80 человек в отделе логистики работает, все хорошо". Тогда они предложили доказать: "Дайте нам маленький сектор своих работ, мы его обслуживаем за зарплату одного любого сотрудника вашего отдела логистики. Если вам понравится, мы берем второй сектор, а первого сотрудника вы увольняете". "Ну, хорошо, давайте попробуем".
Прошло 15 лет, в отделе логистики этой самой BP сидит один человек, который получает зарплату от логистической компании AirAction. То есть доказали. Мы, конечно, таких успехов еще не добились, но с некоторыми российскими компаниями, которые говорили "нам ничего не нужно, у нас все хорошо", получается добиваться похожих вещей.
- Получается, что вам приходится конкурировать с отделами логистики в компаниях?
- Получается, что так. Хотя сейчас большинство предприятий решают свои вопросы в области логистики по-прежнему сами. Но когда возникает ситуация, решения которой они не знают, то начинают обращаться в те профильные компании, которые им известны. Вот мы - одна из таких компаний.
Например, если у компании есть груз, не кратный одному транспортному средству, который надо перевезти, - это уже проблема. Это может быть одна паллета в Финляндию или один килограмм из Токио. В таком случае мы готовы продать свои знания.
Клиент платит за консультирование и далее, если принято решение о сотрудничестве, собственно за логистическую услугу "под ключ". Таким образом, в основании данного бизнеса лежит интеллектуальный ресурс.
факты
Группа компаний "Транссфера"
- ЗАО "Транссфера Интернэшнл" (услуги международной логистики)
- OY Transsphere Ltd (услуги международной логистики в Финляндии)
- ООО "СПСР-ЭКСПРЕСС" (услуги курьерской почты)
- ООО "Транссфера Аэро" (услуги перевозки сборных грузов авиа- и железнодорожным транспортом)
- Штат группы компаний - 1690 человек