Надежность поставщика определяют рейтинги

Алгоритм выбора и оценки провайдера материальных ресурсов СПб. О том, по каким критериям надо выбирать поставщика, рассказывает эксперт по логистике.

"На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам.
Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей и производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса.
Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки. Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на их приобретение и доставку.
Вот пример расчета рейтинга поставщика (см. таблицу). Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, дефицит которого недопустим.
Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки.
Итоговое значение рейтинга определяется для данного поставщика путем суммирования произведений значимости критерия и его оценки. Рассчитывая рейтинг для различных поставщиков и сравнивая полученные значения, можно определить наилучшего партнера.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску.
В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникать срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери.
Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия партнеров. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной системе.
Помимо критериев качества, цены и надежности, осуществить отбор поставщиков можно с помощью дополнительных критериев: удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие резервных мощностей; организация управления качеством у поставщика; психологический климат у поставщика (возможности забастовок); способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; финансовое положение поставщика и так далее".
Ирина Демина, эксперт по логистике Координационого совета по логистике