Малый и средний бизнес предлагают в готовом виде

Лидерами спроса в 2005 г. станут предприятия сферы услуг, общепита и строительные фирмы СПб. Собственный бизнес не обязательно создавать с "нуля". Годовой объем рынка продаж уже готовых малых предприятий составляет $1 млн. И эта цифра будет расти.

Об этом говорили на семинаре "Бизнес как товар", посвященном вопросам покупки и продажи малых и средних предприятий. На семинар собралось порядка 50 человек: юристов, бизнес-брокеров, аудиторов, потенциальных инвесторов.
Популярность малого бизнеса объясняется не только его относительной ценовой доступностью, но и тем, что большинство креативных идей, на которых базируется успех небольших компаний, уже в той или иной степени реализовано.
Особый интерес к рынку готового бизнеса был отмечен со стороны риэлтеров. Риэлтерам потому интересен механизм покупки-продажи готового бизнеса, что очень часто вместе с помещением в сделке участвует уже действующий бизнес.
Однако заместитель директора "Коммерческая недвижимость "Бекар" (44771)* Дмитрий Брудно отметил, что технология сделки, в которой наряду с помещением участвует действующий в нем бизнес, не отличается от купли-продажи отдельного помещения. "Основным объектом сделки является недвижимость. Если к помещению привязан вид деятельности, например кафе, в стоимость сделки просто включается оборудование, затраты на ремонт и др. Наиболее распространенный вид сделки - переуступка права аренды помещения. А в этом случае решающим является местоположение объекта, а не вид деятельности", - говорит Дмитрий Брудно.
"Инвесторов и специалистов интересует не информация о продаже бизнеса вообще, а технологии, используемые применительно к какому-то конкретному виду бизнеса или на определенном этапе совершения сделки", - рассказал бизнес-брокер ООО "Консалтинговая группа "Магазин готового бизнеса СПб" (74967)* Виктор Афонин.
Рынок готового бизнеса
По данным выступавших на семинаре специалистов, работающих на рынке готового бизнеса, в 2004 г. всего на продажу было выставлено более 5 тыс. компаний, что в 2 раза больше, чем в 2003 г. Объем рынка купли-продажи только малых предприятий Петербурга составляет не менее $1 млн. Это порядка 10-15% от общего объема рынка готового бизнеса. Специалисты говорят, что риски вложения средств в покупку бизнеса снижаются: инвесторы уже не требуют, чтобы инвестиции возвращались им за 1 год, ориентируются на долгосрочное развитие приобретенных фирм.
Инвесторам в 2004 г. было предложено около 1100 действующих предприятий: туристических компаний, автосервисов, фирм, оказывающих услуги для бизнеса. Замыкают тройку лидеров предложения производственные компании: чаще всего на продажу выставляются производители продуктов питания, а также предприятия, специализирующиеся на ТНП. Кроме того, увеличилось число предложений о продаже инжиниринговых фирм, которые разрабатывают наукоемкую продукцию, организуя последующее производство на условиях субконтрактинга. По предположениям специалистов, в 2005 г. на продажу будет выставлено большое число салонов красоты, оптовых торговых фирм. Лидерами спроса будут выступать предприятия сферы услуг.
цифры
Структура предложения на рынке готового бизнеса в 2004 г. (по отраслям)
- 26% - торговля
- 24% - сфера сервиса и услуг
- 22% - производство
- 8% - общественное питание
- 6% - сельское хозяйство
- 2% - телекоммуникации
- 12% - прочее
Источник: Консалтинговая группа "Магазин Готового Бизнеса"