Фермеры культивируют декоративность

СПб. Средняя рентабельность бизнеса по выращиванию и продаже рассады достигает 120%, но только весной.

Чтобы заработать летом на рассаде, областные питомники и фермеры уже начинают сажать в теплицах семена растений и прививать плодовые деревья. Средний питомник продает за год 15-20 тыс. штук растений: две трети весной и треть осенью.
"Питомниководство - один из самых рентабельных и быстроокупаемых видов предпринимательской деятельности в области, - говорит директор крустьянского хозяйства "Северный плодовый питомник" Александр Булатов, - средняя рентабельность этой отрасли - 100-120%. Единственный, но значительный недостаток - ярко выраженная сезонность".
Рассаду однолетних и многолетних цветов областные предприятия выращивают и продают в тот же год. Около 70% продукции приобретают коммерческие и государственные организации для облагораживания прилегающей территории, 30% рассады цветов покупают частные лица .
Кустарники и плодовые деревья фермеры растят не менее 2 лет, чтобы выставить на продажу. "В последние годы все больший спрос приобретают декоративные кустарники, - говорит Александр Булатов. - Раньше соотношение продаваемых плодовых и декоративных кустарников составляло 70 и 30% соответственно. В 2004 г. оно изменилось до 50/50".
Сколько вкладывать
На 100 м2 тепличной площади можно укоренить до 15 тыс. растений. Таким образом, вкладывая в оборудование и саму теплицу площадью 100 м2 около 70 тыс. рублей, на рассаде из этой теплицы можно заработать до 250 тыс. рублей.
"На рынке рассады конкуренция невелика, - рассказывает Александр Булатов, - крупных хозяйств, занимающихся этим, в области мало. Частные предприниматели и маленькие питомники не полностью удовлетворяют потребности рынка. Спрос на рассаду плодовых кустарников и цветов каждый год увеличивается на 5-10%, на рассаду декоративных кустарников - на 25-30%".
Сбыт
В Ленинградской области рассадой занимаются не более 50 питомников и фермеров. Кроме их продукции в сезон на петербургском рынке активно продается рассада декоративных кустарников из Западной Европы.
"Мы планируем увеличить долю декоративных растений в объеме произведенной рассады, - говорит управляющий тепличным хозяйством ОАО "Агропромышленное общество "Тайцы" Геннадий Атрощенко, - Советуем так же поступать и маленьким питомникам. Декоративные кустарники приобретают не только фирмы, но и частные лица".
Основными конкурентами фермеры считают компании, которые раньше занимались импортом рассады, но из-за закрытия основных стран-импортеров за последние 2-3 года прекратили свою деятельность и сейчас создают собственные питомники.
Собственных магазинов у фермеров и питомников, как правило, нет. Они продают рассаду либо в специализированные торговые точки, либо самостоятельно - с машин и на рынках.
цифры
около 50 питомников и фермерских хозяйств в Ленинградской области выращивают рассаду на продажу