Островки социализма

Валерий Грибанов Посчастливилось мне на днях зайти в расположенное по соседству отделение почты.

Посчастливилось мне на днях зайти в расположенное по соседству отделение почты. Оно недавно открылось после нескольких месяцев ремонта. Зашел из праздного любопытства, так что был там отстраненным наблюдателем, не раздражавшимся по поводу цейтнота, обилия народа и потребности срочно что-нибудь куда-нибудь послать. В общем, был лицом незаинтересованным.<br><br>Удивился элементам цивилизации, появившимся в заведении. Помимо оштукатуренных стен и стульев для посетителей, обнаружил совсем уж непривычную для присутственных мест установку: аппарат по выдаче номерков ожидания. Стоит такая штуковина у входа, каждый вошедший нажимает кнопочку, ему выдается талончик с номером, садится он и сидит себе в тепле, вертит головой, осматривая ремонт, до тех пор, пока номер на высвечивающемся табло не совпадет с номером на его талончике. Но это в идеале так должно быть. На самом деле у окошка неприветливой почтальонши, как и прежде, стояла хмурая очередь. <br>Посетители, видимо, не знали, как правильно на кнопочку нажимать. А может, и знали, но стояли по привычке, выработанной десятилетиями. <br><br><b>Вечные ценности</b><br>Со временем посетители кнопочки нажимать научатся. А вот «островком социализма» почта все равно останется. Ибо нельзя изменить неизменяемое. Она как работала с перерывом на обед, так и продолжает работать. Как хамили там сотрудники, так и хамят. В принципе это понятно: зарплата почтовиков от потока посетителей не зависит. Уйти к конкурентам клиенты не могут: нет конкурентов. А перерыв на обед – это вообще лакмусовая бумажка для выявления «совковых» контор. Любая организация, заинтересованная в бесперебойном поступлении клиентов, давно перерывы отменила. Стоически держатся только почта, всевозможные паспортные столы, органы по регистрации сделок с недвижимостью (которые вообще могут претендовать на лидерство в области хамства по отношению к посетителям) и, как ни странно, - «Сбербанк». Несмотря на то, что последняя структура, вроде, имеет вполне рыночную форму акционерного общества, перерывы на обед в отделениях – святое. Причем, в каждом отделении – собственный график. И сотрудники банка могут сколько угодно объяснять перерывы производственной необходимостью - пренебрежительное отношение к посетителям не утаишь, как шило в мешке. Однажды летом обратил внимание на то, что в клиентском зале кондиционеров нет, в то время как в операционных кассах они установлены. Руководству отделения даже не пришло в голову, что люди, большей частью стоящие в очереди не для того, чтобы снять со счетов банка деньги, а напротив – занести их туда, могут испытывать дискомфорт. А если и пришло, то соображения эти были благополучно проигнорированы: нет смысла тратить деньги, если очереди в банке, крупнейшей структуре по приему коммунальных платежей, будут всегда.<br><br><b>Государство в государстве</b><br>Впрочем, не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. «Лакмусовая бумажка» – обеденный перерыв – начинает срабатывать гораздо чаще, стоит отъехать хотя бы километров на 40 от Петербурга. Там тебе и перерывы на обед в каждом магазине и не слишком вежливые продавцы (нетерпимость по отношению к клиенту встречается даже у работников сферы обслуживания передовой Москвы, причем, почему-то гораздо чаще, чем в Петербурге). Возможно, все можно списать на «особенности местности». Но эти особенности формируют различия в менталитете людей. А различия в менталитете, как ни крути, препятствует построению единого государства. <br>И обижаться на Петербург и Москву, за то, что эти города – «государства в государстве» по этой причине глупо и бессмысленно. По этой же причине глупо обижаться на плохую работу Почты России. Но Петербург и Москву реформировать и расформировать директивным методом нельзя. А Почту России – можно.