Работы Мэпплторпа выставили с гравюрами маньеризма

Мужское ню из объектива

<B>Мужское ню из объектива</B><BR> СПб. Выставка американского фотографа Роберта Мэпплторпа -- эротомана и гомосексуалиста, культовой личности 60 и 70-х гг. -- открылась ни много ни мало в Эрмитаже.<BR> Еще тогда, 30 лет назад, в США каждая его выставка была сродни покушению на общественную нравственность. Со скандалами и с победой. Полной. Сокрушительной.<BR> Снимал он много того, что сейчас определили бы "детям до 16 запрещено". Но главная тема -- черно-белые ню мужчин. Преуспел фотограф и в автопортретах -- в женской одежде, с автоматом, в садомазохистской упряжи. И везде, буквально везде выставки его работ и по сей день бьют все рекорды посещаемости. Наверное, потому, что Мэпплторп умудрился сделать почти невозможное: превратить низкопробный жанр порнографической открытки в изысканное и дорогое искусство.<BR> <B>Модерн и классика</B><BR> Вообще-то, для Эрмитажа показать такого фотографа -- смелый шаг. Возможно, именно поэтому к выставке решили подойти концептуально и "разбавить" эпатаж смыслом и искусствоведческими параллелями.<BR> Работы Мэпплторпа выставили с гравюрами маньеризма XVI в. Контекст неожиданный, но "читаемый". Четыре столетия отделяют гравюры нидерландских мастеров от фотографий Мэпплторпа. Невозможный в реальности диалог между классическим и современным искусством стал возможен в стенах музея.<BR> Общих тем для "разговоров" нашлось немало. Художников северного маньеризма и одного из лучших фотографов конца XX века роднит особенное отношение к форме, которое можно определить как жестокость красоты. Маньеризм жесток как стиль, заключенный в постоянном поиске красоты и идеала, требующем невероятного напряжения.<BR> <B>Черное и белое</B><BR> Принято считать, что американский фотограф вышел из "Фабрики" Энди Уорхола.<BR> Он редко работал с цветом, оставался преданным эстетике черно-белой фотографии. Мэпплторпа в ней больше всего интересовало обнаженное мужское тело -- атлетичное и чувственное. Фотограф сделал сотни тысяч мужских снимков, посвящая целые серии отдельным фрагментам тела: торсу, пояснице, руке.<BR> Кроме обнаженных мужчин, он делал массовые изображения растений, цветов, фруктов -- всегда символично-эротические. Конечно, в его сексуально ориентированном творчестве стоит, прежде всего, искать взаимосвязь с нравами того времени. Сексуальная революция 1968 г., наркотики, рок-н-ролл, борьба меньшинств за права. Сексуальность в объективе для фотографа была "можно", потому что буржуазное общество говорило "нельзя". <P> <B>биография</B><BR> <B>Роберт Мэпплторп</B><BR> - Родился в 1946 г. в Нью-Йорке.<BR> - Начинал свою творческую деятельность с коллажей из порнографических картинок.<BR> - Участвовал в 98 коллективных выставках и 103 персональных. Вышло 52 прижизненных каталога и 21 альбом.<BR> - В 1989 г. умер от СПИДа.