Кинематограф взял реванш

Изысканное упражнение в светописи

<B>Изысканное упражнение в светописи</B><BR> СПб. В прокат наконец-то вышел фильм Питера Уэббера "Девушка с жемчужной сережкой", фантазирующий на темы творчества и биографии голландского художника Вермеера.<BR> Обласканная критиками на международных кинофестивалях картина появилась в России сначала на видео и только потом -- на большом экране.<BR> <B>Госпожа горничная</B><BR> Сюжетом "Девушка с жемчужной сережкой" обязана одноименному роману Трейси Шевалье, воспользовавшейся тем, что о подлинной жизни голландского мастера известно очень немногое.<BR> Фильм делает попытку воспроизвести процесс создания гениального вермееровского полотна -- это не историческое исследование, но поэтическая мечта.<BR> В дом художника Вермеера (Колин Ферт) поступает на службу шестнадцатилетняя девушка Грит (Скарлетт Йоханссон). Работы у нее немало, поскольку семейство живописца очень велико: капризная жена, железная теща и неисчислимый выводок кудрявых ребятишек.<BR> Погрязший в быте гений после создания очередного шедевра пребывает в депрессии. Однако затягивать ее он не может, поскольку огромной семье нужны деньги. Но творческие идеи исчерпаны.<BR> Такой идеей, внезапным озарением и художественным импульсом становится сама Грит, чья юная красота и, что еще важнее, совершенная чистота души и уникальная восприимчивость к миру цветов и световых оттенков вдохновляют художника на создание "Девушки с жемчужной сережкой".<BR> Роман мастера и его модели протекает необыкновенно бурно: семья взбудоражена, жена пребывает в состоянии истерики, дети вредничают, теща подсчитывает прибыль от продажи картины.<BR> Кстати, фильм хорош не только своим концептуальным страстным целомудрием.<BR> <B>Движущиеся картины</B><BR> Над созданием фильма работали художники, некогда помогавшие Питеру Гринуэю.<BR> Их труд, тонкое режиссерское мизансценирование, а также операторское мастерство Эдуардо Сэрра сделали буквально каждый кадр фильма подобием картин старинных мастеров и живой данью Вермееру.<BR> Эдуардо Серра и дизайнер Бен ван Ос применили его композицию и освещение, чтобы передать вид Голландии 1665 г. Так, они использовали так называемый "северный свет", охватывающий лица и предметы мягким полусветом.<BR> Это не просто искусная стилизация, но изысканное упражнение в светописи -- высоком искусстве, в котором кинематограф обыкновенно уступал великим живописным полотнам. Но всегда мечтал взять реванш. В "Девушке с жемчужной сережкой" кинематографу это удалось. <P> <B>кстати</B><BR> Йоханнес (Ян) Вермеер<BR> -- голландский художник, предвосхитивший светопись импрессионистов.<BR> - Всю жизнь он провел в Делфте (Западная Фрисландия), унаследовав семейное дело -- торговлю произведениями искусства и производство шелковой ткани.<BR> - В 1653 г. он стал членом Гильдии художников, хотя картин писал мало и продавал их неохотно.<BR> - В Эрмитаже ни одного собственного Вермеера нет. Во всем мире точно известны всего 35 картин этого художника.