Европейские "Gazelle Бизнеса 2004" прижились в Санкт-Петербурге

Европейские "Gazelle Бизнеса 2004" прижились в Санкт-Петербурге

Мы рады сообщить, что проект "Gazelle Бизнеса 2004" успешно завершен. По итогам первого в России международного конкурса 168 компаний Петербурга и Ленобласти стали Gazelle. Бизнес не может развиваться в вакууме, без четкого представления об участниках различных отраслей рынка.<br><b>Известные крупные компании</b> образуют только вершину айсберга, который представляет собой рынок, при этом большая его часть остается невидимой, поскольку у малых компаний зачастую нет возможности заниматься своим публичным продвижением. Таким образом, значительная часть рынка остается в тени, что вовсе не означает, что малые компании не заинтересованы в том, чтобы привлечь к себе внимание.<br><b>Для Северо-Западного региона</b> независимый рейтинг успешно развивающихся компаний Санкт-Петербурга и Ленинградской области представляет собой уникальную информацию. "Деловой Петербург" как издание о бизнесе и для бизнеса видит своей задачей обеспечить информационную поддержку малого и среднего бизнеса, и поэтому кроме составления рейтинга в рамках проекта уже опубликованны и продолжают публиковаться на страницах газеты материалы о стратегиях успешных фирм.<br><b>Идея</b> назвать проект "Gazelle Бизнеса 2004" пришла далеко не сразу. Первоначальное название проекта было "Гепард бизнеса", однако природная грация, быстрота и легкость газелей подсказали нам это название, ярко отражающее основную концепцию проекта.<br><b>К тому же </b>газели - не агрессивные хищники и не находятся на виду. Важным было и то, что именно такое название имеет международный проект "Gazelle", который проводится уже не первый год в Польше, Дании, Швеции, Эстонии и охватывает сотни компаний по всей стране. В 2003 г. в Польше Gazelles были признаны 1402 компании, в Дании - 733, в Швеции - 967, а в Эстонии - 518. Проект проводится бизнес-изданиями, входящими в холдинг Bonnier Group, являющийся учредителем газеты "Деловой Петербург": в Польше это - Puls Biznesu, в Швеции - Dagens Industri, в Дании - Dagbladet Borsen, в Эстонии - Aripaev.<br><b>В Европе</b> проект Gazelle уже имеет свою историю. Так, впервые он был проведен в Дании по инициативе газеты Dagbladet Bоrsen в сотрудничестве с институтом маркетинга Greens Institute of Market Research. По данным исследований, не только в Дании, но и во всем мире старые большие компании в 1990-е гг. находились в состоянии стагнации, в то время как на волне развития новых технологий и глобализации рождались и успешно развивались новые неизвестные компании.<br><b>Кроме того,</b> Дэвид Бирч, известный американский экономист, представил и обосновал понятие Gazelle Бизнеса еще в 1994 г. в журнале Corporate Almanac. Он описал 250.000 компаний, которые соответствовали понятию Gazelle в США. Это были, как правило, малые компании, имеющие значительный потенциал роста. Хотя американские Gazelle составляли только 3% частного рынка труда, они представляли 70% новых рабочих мест в Соединенных Штатах. Основываясь на этих данных, Dagbladet Bоrsen решили организовать проект Gazelle с целью исследования и поддержания экономического роста.<br><b>Проект</b> должен был выявить реальную ситуацию и тенденции экономического развития в Дании и выявить причины, по которым одни компании развиваются быстрее других. Роль Dagbladet Bоrsen заключалась в том, чтобы описать результаты такого исследования и уделить особое внимание малому бизнесу, рассредоточенному по всей стране на периферии. Дополнительные преимущества должно было дать то, что сам проект Gazelle представлял собой абсолютно новую идею, ориентированную на будущее. Кроме того, опыт компаний, первыми уловивших перспективные тенденции развития, мог дать необходимый позитивный толчок для других.<br><b>Российский проект</b> "Gazelle Бизнеса 2004" охватил только Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где по данным СПАРК (системы профессионального анализа рынка и компаний) потенциальных Gazelles оказалось около 500, однако мы хотели, чтобы компании сами приняли активное участие в проекте, поэтому "Деловой Петербург" обратился к потенциальным Gazelles с просьбой подтвердить данные и прислать информацию о выручке за 2003 г. В этом заключается принципиальная разница в отборе Gazelles в европейских странах и в России. <b>Данные</b> о фирмах в Швеции и Дании были собраны из открытых источников, но поскольку в России пока нет практики предоставления открытого доступа к финансовым данным, активное участие петербургских Gazelles особенно ценно. <b>Особенно</b> примечательно то, что некоторые компании кроме основной информации предоставили для печати и данные о своей прибыли за последние 3 года, информацию об инвестициях и их источниках и даже себестоимость самой организации! Таким образом, новизна российского проекта и в том, что Gazelle не просто быстрорастущие, но и открытые компании. Мы решили не включать в этом году в журнал данные о прибыли, чтобы унифицировать структуру рейтинга. Возможно, мы будем указывать показатели прибыли впоследствии, когда уже все компании будут готовы их предоставить. <b>Кроме того,</b> было бы не совсем верно при составлении рейтинга применять традиционные критерии по отношению к организациям, которые значительно отличаются по показателям выручки, поэтому общий рейтинг было решено разбить на три части: малые и средние компании, большие компании и потенциальные Gazelle-фирмы, имеющие все шансы стать "Gazelle Бизнеса 2005". <b>В основную часть вошли,</b> как и планировалось, компании малого и среднего бизнеса с выручкой от 3 до 800 млн рублей. Это прибыльные фирмы с хорошим потенциалом развития, находящиеся на рынке достаточное время, чтобы чувствовать себя уверенно и успешно реализовывать свои бизнес-идеи. <b>В отдельной группе</b> соревновались крупные компании с годовой выручкой более 800 млн рублей. Следует отметить, что ольшим компаниям оказалось во многом труднее конкурировать с малыми фирмами, поскольку при большом обороте сложно увеличивать выручку так же быстро. Однако мы не хотели оставлять без внимания желание крупных компаний принять участие в открытом конкурсе и включили их в рейтинг. <b>Кроме того,</b> мы пошли навстречу активно развивающимся фирмам, которым не хватало опыта работы на рынке, и фирмам, у которых годовой оборот менее 3 млн рублей, а также иногородним компаниям, поместив их в рейтинг в виде отдельной группы потенциальных Gazelle. <b>Основная цель рейтинга</b> - стимуляция роста малого и среднего бизнеса в Петербурге и Ленинградской области, что было провозглашено правительством одним из приоритетных направлений в российской экономике. В Дании проект Gazelle успешно сотрудничает с Комитетом по экономическому развитию. <b>Поскольку</b> малый и средний бизнес в настоящее время одно из самых уязвимых направлений российской экономики, необходимость развития именно этой области обсуждается на всех крупных экономических форумах. <b>Разработка и проведение</b> федеральных программ в этом направлении, по словам председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова, является одной из наиболее актуальных задач правительства. Именно поэтому инициатива "Делового Петербурга" является как нельзя более востребованной в современном контексте. Ведь именно малый и средний бизнес являлся основой процветания экономики Соединенных Штатов, придавая ей динамичность и гибкость. <b>По опыту</b> проведения конкурса в Дании мы знаем, что чем большее количество лет фирма имеет звание Gazelle, тем более эксклюзивный статус она приобретает, поэтому мы надеемся, что и российские Gazelles 2004 воспользуются этими преимуществами. "Деловой Петербург" уже опубликовал ряд материалов о Gazelles 2004, а лауреаты конкурса смогут использовать этот статус в маркетинговых целях. <b>Этот журнал </b>подводит итоги конкурса и представляет все то новое, что вносят Gazelles в экономическую среду региона. Новые перспективы развития представлены и в историях успеха участников, поскольку Gazelle - это не просто звание, а наиболее прогрессивный тип ведения бизнеса. <b>Итоги и перспективы</b> российского конкурса представлены не только в журнале, но и на конференции "Gazelle Бизнеса 2004", где финалисты проекта имеют возможность почувствовать себя членами особого сообщества, которое не ограничивается рамками Петербурга. Руководители проектов в Дании, Польше и Швеции представляют наиболее ценные результаты, исходя из международного опыта Gazelle. <b>Однако</b> проект этим не заканчивается. В следующем году состоится новый конкурс, который будет проводиться уже весной. Мы приглашаем всех Gazelles 2004 к дальнейшему плодотворному сотрудничеству. Надеемся, что успех Gazelle в будущем году привлечет еще большее количество участников, потому что для этого имеется значительный потенциал. <b>Для его реализации</b> "Деловой Петербург" приложит все силы с учетом опыта проведения проекта за рубежом, где постоянное сотрудничество газеты и компаний Gazelle принесло весомые выгоды обеим сторонам. "Деловой Петербург" надеется, что рейтинг Gazelle станет руководством к действию для специалистов-инвесторов. <b>Поздравляем всех "Gazelle Бизнеса 2004" и желаем успеха в будущем году!</b> <div align="right"><b>Кристофер Пасконе, руководитель проекта </b></div> <div align="right"></div>