16:4515 октября 200416:45
10просмотров
16:4515 октября 2004
СПб. "Терминал" Стивена Спилберга открывал последний Венецианский кинофестиваль и был дружно обруган критикой. Однако он небезынтересен.
СПб. "Терминал" Стивена Спилберга открывал последний Венецианский кинофестиваль и был дружно обруган критикой. Однако он небезынтересен.<BR><br>Какие бы фильмы ни снимал Спилберг, делает он это с обескураживающим профессиональным блеском. За приятной буржуазностью его работ невозможно не разглядеть настоящего перфекциониста. Он внимателен к деталям до маниакальности. Для съемок его последней картины был выстроен терминал аэропорта JFK в натуральную величину. Не были забыты ни эскалаторы, ни мелочь для багажа.<BR><br><B>Без бумажки</B><BR><br>Главный герой фильма, гражданин вымышленной восточноевропейской державы Кракозии Виктор Наворский (Том Хэнкс), приземляется в нью-йоркском аэропорту как раз в тот момент, когда в его стране произошел государственный переворот. И юридически Кракозия перестала существовать. Незадачливый, плохо говорящий по-английски кракозянин с недействительным паспортом буквально завис между небом и землей: в Америку его не пускают, домой улететь нельзя. Терминал становится его домом, тюрьмой, миром. Он находит тут друзей (официантов, уборщиков, грузчиков), врагов (чиновников, охранников), любовь (стюардессу Кэтрин Зету-Джонс), работу (малярничает потихоньку). Успевает выучить язык по путеводителям. Поучаствовать в локальном конфликте своего несчастного соотечественника с местной бюрократией (абракадабра, на которой Хэнкс объясняется с нашим Валерием Николаевым, невоспроизводима).<BR><br>В "Невероятных приключениях итальянцев в России" был эпизод, где один из персонажей, у которого украли паспорт, не мог выйти из самолета и был вынужден летать туда-сюда. Рязанову было смешно. Но Спилберг -- не Рязанов. Из анекдота (или страшного сна туриста) он не выжимает комические положения (хотя их в фильме предостаточно), а сочиняет забавную абсурдистскую драму.<BR><br><B>Особое мнение</B><BR><br>Сверх всякой меры респектабельный Спилберг борется с Системой изнутри. Когда после 11 сентября вся Америка готова была лечь лицом в землю и вывернуть карманы в порядке усиления бдительности, он снял "Особое мнение".<BR><br>Герой Ди Каприо в "Поймай меня, если сможешь" резво бегал от Системы, пока, выдохшийся, не стал на нее работать -- безо всякого удовольствия. Теперь, когда аэропорты устойчиво ассоциируются с повышенной опасностью, а нелегальные эмигранты стали общемировой проблемой, Спилберг запускает Тома Хэнкса в "Терминал". И аэропорт становится местом, где можно не только выжить, но и жить.<br><P><br><B>кстати</B><BR><br>В основе фильма -- документальный факт. В аэропорту имени Шарля де Голля нелегально жил один беспаспортный иранец, не имевший возможности покинуть пределы терминала.