Горы учат енеджменту

Генеральный директор ЗАО "Петроэлектросбыт" ищет в горах управленческие решения

Генеральный директор ЗАО "Петроэлектросбыт" ищет в горах управленческие решения<BR> СПб. Изменение законодательства можно сравнить со сходом горной лавины, конкурентов -- с внутренним голосом, который спрашивает: "И зачем мне нужен весь этот экстрим?"<BR> А уж если "горняжка" настигла, то это все равно, что российскую компанию, занимающуюся лесозаготовкой, поместить в условия аравийской пустыни.<BR> Такие вот красочные аналогии находит генеральный директор ЗАО "Петроэлектросбыт" Михаил Заворовский, сравнивая бизнес-ситуации и экстремальные приключения. И дело совсем не в том, что он решил стать этаким русским Филипом Котлером. Собака здесь в другом зарыта. Михаил Заворовский философию горных походов упорно сравнивает с управленческой деятельностью. Упорно не потому, что он упрямый (об этом факте история умалчивает), а потому, что, похоже, имеет на то основания: свою менеджерскую деятельность он совмещает с походами по Горному Алтаю, Саянам, Северному и Приполярному Уралу, Кавказу.<BR> <B>За гранью граней</B><BR> Малознакомым судить о том, что в топ-менеджере Заворовском притаился экстремал, можно разве что по тем па, которые он выкручивает на своем рабочем кресле. "Любой экстремальный спорт всегда уводит тебя за грань собственных возможностей.<BR> И когда с юношества ты таким способом воспитываешь себя, то впоследствии в работе этот спортивный опыт, который на первый взгляд казалось бы никакого отношения не имеет к управленческой деятельности, сильно помогает. Ведь в принципе философия менеджерского успеха заключается в умении в условиях постоянного напряжения в критических ситуациях активизироваться еще больше.<BR> В горных условиях, даже когда ты движешься по определенному маршруту, всегда есть своего рода ограничители: лавиноопасные склоны, особенные климатические условия, при которых восхождение невозможно.<BR> Та же самая ситуация и в бизнесе: есть правовое поле, есть конкретная ситуация с административными органами, есть финансовые ограничения, но всегда нужно иметь возможность продолжать свое дело, достигать своей цели. И в горах, и в бизнесе всегда рассчитываешь цель, ограничения, человеческие ресурсы и предел этих самых ресурсов. На мой взгляд, горный поход и бизнес -- это очень похожие процессы и по логике принятия решения, и по логике оценки своего поведения.<BR> И вот что еще любопытно: когда занимаешься экстремальным спортом, со временем процесс разрешения той или иной сложной ситуации выходит практически на уровень подсознания, и в этом большой плюс от экстремальных занятий. Например, сейчас некоторые ситуации в бизнесе мне не нужно рассчитывать, оценивать, я действую по своим ощущениям. И не прогадываю", -- рассуждает Михаил.<BR> <B>Адреналин</B><BR> "Горными походами я увлекаюсь с ранней молодости, потом был перерыв, связанный с построением карьеры. Но года два назад я понял, что моего увлечения мне не хватает. В условиях экстремального похода ты полностью отключаешься от восприятия своей обыденной жизни, думаешь постоянно о том, как правильно сделать шаг, как не сбить дыхание, полностью поглощен прохождением сложного участка, порога реки. Ты не думаешь о проблемах. Работа и та горная среда, в которую ты себя на время поселил, -- это параллельные миры. Задачи повседневные уходят из головы. И это дает возможность по возвращении из путешествия посмотреть на проблемы с чистого листа.<BR> Когда ты понимаешь, что несколько дней назад мог расстаться с жизнью, попав, например, под лавину, то проблемы на работе рассматриваются уже в ином ракурсе: они не кажутся уже такими значительными, безумно серьезными, к проблеме начинаешь подходить иначе, и, как это ни удивительно, они сразу находят разрешение. Я стараюсь не допускать кризисных ситуации, это как раз та самая формула, которая усваивается в таких походах. Причем в жизни это сделать значительно легче, чем в путешествии. И что еще важно: после горного похода ценности встают на свои места. Возвращаясь с гор, я в очередной раз вспоминаю наставления своих родителей. Они считали, что люди, которые тебя окружают, -- это главная ценность, и чем больше ты даешь, тем больше и получишь", -- говорит Михаил. При этом он ничуть не скрывает, что многие знающие о его увлечении и философской концепции относятся к нему как к "не очень вменяемому человеку". "Свою точку зрения они аргументируют тем, что у меня в этой жизни существует много обязательств и в деловой жизни, и в семейной, и я не имею права рисковать собой. С этими аргументами я согласен, но адреналин -- это ведь как наркотик, и без очередной порции эффективность работы снижается", -- полагает топ-менеджер.