Ставки стремятся к максимуму

Дорогой сегмент тянет за собой остальные

<B>Дорогой сегмент тянет за собой остальные</B><BR> СПб. По прогнозам, в 2004- 2005 гг. арендные ставки в бизнес-центрах достигнут своего естественного максимума, а их дальнейший рост будет незначительным, около 1-5% в год.<BR> За I полугодие текущего года арендные ставки выросли 5-8% и концу указанного периода составили в среднем $450-600 за м2 для класса А, $240-460 за м2 для класса В и $125-300 за м2 для класса С. В эту стоимость может быть включена или взиматься дополнительно плата за сервис ($50-100 за м2 в год в зависимости от классности).<BR> <B>По капле</B><BR> Кроме того, стоимость одного паркоместа в подземном паркинге составляет $80-150 в месяц. Длительность договоров аренды варьируется от 2 до 5 лет для класса А и от 1 до 3 лет для класса В. По прогнозу операторов рынка, во II полугодии 2004 г. арендные ставки вырастут еще на 5-6%. Во многом это связано с инфляцией, удорожанием стройматериалов (для новых бизнес-центров), увеличением отчислений на инфраструктуру города.<BR> Поэтому рост арендных ставок непосредственно на офисные помещения будет несущественным. В основном, он будет подкрепляться удорожанием класса А (где наблюдается максимальный спрос: практически 100%-ная заполняемость, "лист ожидания", по два-три претендента на освобождающиеся помещения). А также динамичным развитием сегмента класса В (около 60% всех вводимых площадей).<BR> <B>В хорошие руки</B><BR> Сдерживающим фактором роста ставок может стать усиление конкуренции: как внутри классов (между новыми и старыми бизнес-центрами), так и между классами (например, развивающиеся компании мигрируют из класса С в В, или из-за дефицита помещений высшего уровня "конкурентом" классу А становятся В, В+ ). В борьбе за старого арендатора бизнес-центры начинают предлагать новые услуги за прежние деньги (например, профессиональный клининг). В классе С наметилась тенденция перехода на более высокий качественный уровень. В обеспечении сервиса, привлечении и удержании арендаторов, продвижении бизнес-центра возрастает роль управляющих компаний. <P> По данным компаний: Colliers International, Stanley Estate, "Август", "АСТЕРА", "Бекар", "РЕЙМ Консалтинг"