Строители осваивают рынок розницы

Торговые сети занимают 30% от объема городского новостроя

Торговые сети занимают 30% от объема городского новостроя<BR> СПб. Последние 1,5 года ознаменовались выходом на рынок Петербурга двух западных ритейлеров.<BR> В 2003 г. компания "МЕТРО кэш энд кэрри" запустила два своих торговых объекта и планирует приступить к строительству третьего на Пулковском шоссе. Площадь объектов составляет 16 тыс. м2. Компания IКЕА вышла на рынок в конце 2003 г. со своим проектом торгового центра "ИКЕА Кудрово" общей площадью 31 тыс. м2. Инвестиции в проект составили $40 млн.<BR> <B>Наши не отстают</B><BR> Российские розничные сети продолжали активно расширяться. Одним из самых активных застройщиков является ООО "Агроторг". В июле 2004 г. открылся сотый магазин "Пятерочка" в Петербурге. Юбилейный проект представляет собой двухэтажный комплекс на Парашютной ул. площадью 1 тыс. м2. На первом этаже разместился супермаркет "Пятерочка", на втором площади сдаются в аренду под торговлю товарами смешанного ассортимента.<BR> Первый магазин подобного формата открылся в I квартале 2004 г. во Всеволожске. Преследуя цель комплексного обслуживания посетителей, ООО "Агроторг" планирует перейти на универсамы более крупного формата -- 1-1,2 тыс. м2, с гораздо большим ассортиментом (до 2,5 тыс. товарных позиций).<BR> <B>Растут и меняют форматы</B><BR> По словам Алексея Крамарева, члена президиума Лиги предпринимателей торговли, продуктовые ритейлеры переходят в более серьезные форматы, поскольку на настоящий момент уже очень сложно выделиться за счет ассортимента товаров, на первое место выходит качество услуг: клиентские карты, помощь в выборе товара, удобная выкладка товара и т.д.<BR> До 2008-2009 гг. компания "Агроторг" планирует довести общее количество магазинов в Петербурге и Ленобласти до 250 единиц. Часть супермаркетов разместится на арендованных площадях, часть площадей будут приобретены в собственность, часть будет построена. Также компания планирует вывести на рынок магазины формата "гипермаркет" площадью 8-12 тыс. м2.<BR> <B>Монстры ритейла</B><BR> ЗАО "ТД "Перекресток" в конце 2003 г. открыло свой второй супермаркет в ТК "Заневский каскад" и планирует в конце 2004 г. открыть третий -- в ТК "Пик". Также компания планирует открыть еще два супермаркета до конца 2004 г. В 2005-2006 гг. ЗАО "ТД "Перекресток" планирует довести общее количество супермаркетов до 12 единиц.<BR> По словам Александра Скобелева, директора филиала ЗАО "ТД "Перекресток" в Петербурге, рынок сможет поглотить еще 10-15 крупных торговых объектов.<BR> ООО "ОМНИ" за последние 1,5 года открыло три торговых центра "Лента cash&carry". До конца 2004 г. запланирован к открытию шестой магазин. В ближайшие 2 года компания собирается увеличить количество магазинов до 12. Под строительство еще двух торговых центров приобретено два участка по 7,5 га в районе Шушары и на Петергофском шоссе. Инвестиции в каждый из этих комплексов составят $12 млн. До конца 2005 г. компания планирует увеличить количество торговых комплексов "Лента" до 10.<BR> В 2004 г. планирует выход на рынок Петербурга турецкая компания "Рамэнка". Три гипермаркета "Рамстор" разместятся в ТК "Гулливер", ТК "Космополис" и торгово-офисном комплексе River House. Также ООО "Рамэнка" построит многофункциональный торговый комплекс с ассортиментом более 40 тыс. наименований. Инвестиции в проект составят порядка $30 млн. ООО "Патэрсон-Инвест" открыло восемь магазинов "Патэрсон". До конца 2004 г. компания планирует ввести еще три магазина, а в 2005 г. -- восемь, доведя их общее количество до 20. Все супермаркеты будут располагаться возле станций метро (в крупных торговых центрах либо в отдельных зданиях) и обладать стандартными параметрами: площадь -- 800-2000 м2, ассортимент -- 25 тыс. наименований.<BR> ОАО "Лиат-Дикси" ввело в эксплуатацию в 2003 г. два гипермаркета "О`КЕЙ" по 15 тыс. м2. Сегодня работают три торговых объекта сети. В 2004-2005 гг. компания планирует ввести в эксплуатацию два торговых комплекса. <P> <B>ЕСТЬ МНЕНИЕ</B> <P> Сергей Лепкович, генеральный директор ООО "Агроторг":<BR> "Рынок будет активно развиваться еще лет пять. Существующие розничные сети пока работают, не оттягивая друг у друга покупателей. Новым западным сетям будет тяжело выйти на рынок Петербурга, хотя очевидно, что в ближайшие несколько лет появятся такие сети, как Auchan. Эти трудности, прежде всего, связаны с несколько непростой системой получения лицензии и решением других вопросов. Скорее всего, эти сети будут строиться за городской чертой, так как вряд ли в городе к тому времени можно будет найти место под застройку". <P> <B>ФАКТЫ</B> <P> По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли городской администрации, в Санкт-Петербурге насчитывается более 10,1 тыс. предприятий розничной торговли, из них 4,2 тыс. специализируются на реализации продовольственных товаров.