Начальник лучше знает: кому - кнут, кому - пряник

Часто в компаниях оценка персонала обретает причудливые формы

<B>Часто в компаниях оценка персонала обретает причудливые формы</B><BR> СПб. Классические HR-методы в Петербурге не приживаются. По оценке консультантов, не более 30% компаний Петербурга регулярно аттестуют персонал.<BR> Консультанты винят во всем руководителей. "При проведении аттестации боссы допускают ряд организационных и поведенческих ошибок, -- говорит заместитель генерального директора по развитию ЗАО "МКД Партнер" Елена Борисова. -- К организационным отношу четыре. Первая и главная -- отсутствие у аттестации цели, когда руководитель сам не понимает, зачем ему это надо. Аттестация -- довольно болезненная процедура для персонала, и если по ее итогам не принято никаких мер, это негативно сказывается на дальнейшей работе компании.<BR> Вторая: отсутствие действий после аттестации. Например, аттестацию проводят для выявления потребностей персонала в дальнейшем развитии. В одной компании долго удивлялись: "У нас после аттестации четыре шкафа забиты пачками бумаг, что нам с ними делать?"<BR> Третья -- недостаточная подготовка к аттестации, в частности, нехватка времени, минимум персонала, задействованного в подготовке аттестации, и, как следствие, небрежность и масса досадных недоразумений. Четвертая -- аттестацию проводят без четких и понятных критериев оценки. Вот стандартные поведенческие ошибки: предвзятость -- руководитель аттестует, чтобы подтвердить свое мнение о сотруднике; неверный временной интервал оценки -- несмотря на то что аттестация проводится раз в год максимум, некоторые фирмы почему-то оценивают только пару последних месяцев работы сотрудников, а не год целиком; неверные акценты -- оценивают личностей, а не качество работы персонала".<BR> <B>Тест на память</B><BR> Точку зрения консультантов разделяют далеко не все. По мнению Анны Решетняк, менеджера по подбору персонала рекрутингового агентства Staff International, аттестация распространена на крупных предприятиях Санкт-Петербурга, где трудовые отношения складываются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В негосударственных структурах аттестация приобретает самые разные формы.<BR> Потенциал коллектива ЗАО "ТИГИ-KNAUF Маркетинг" оценивает руководитель. По словам сотрудников компании, естественно, шеф еще ни разу не ошибался. По словам менеджера по рекламе и PR Екатерины Егудиной, с организацией аттестации по всем правилам в компании не спешат: слишком много вопросов по критериям объективности результатов и целесообразности проведения на рабочем месте всевозможных тестов.<BR> "В нашей компании имеет место процедура, которую скорее можно назвать "ситуационной оценкой" персонала", -- говорит директор по персоналу инвестиционно-строительной группы "Невский cиндикат" Галина Данилова. Однако, по ее словам, компания приходит к пониманию, что необходимо вводить более стандартизованные процедуры оценки вклада сотрудников в бизнес-процессы.<BR> "Аттестацию мы проводим на протяжении 4 лет каждые полгода, -- рассказывает директор по персоналу ЗАО "Первая помощь" Иван Смирнов. -- Перед аттестацией персоналу раздаются методические материалы с вопросами по фармацевтике, приказам Министерства здравоохранения и социального развития, правилам торговли и внутрикорпоративным нормам. Сотрудники сдают экзамен на знание этих документов". Судя по результатам статистики компании, оценивается способность сотрудников запоминать информацию. Так, у 90-94% аттестуемых хорошая память, у 5-10% -- отличная, только 1% ленится выучить инструкции. "Отличники" получают денежную премию в размере 10% от своей заработной платы, -- говорит Иван Смирнов. -- Если результаты отличные 3 раза подряд -- повышается оклад".<BR> <B>Резюме</B><BR> По мнению петербургских боссов, существует четыре достойные причины для проведения аттестации в фирме: красиво уволить представителя топ-менеджмента по ее итогам; приобщить руководство к тайнам управления персоналом; повод для премии; занять делом отдел персонала.<BR> "В мелких фирмах вся необходимая информация о персонале лежит на поверхности, поэтому здесь нет потребности в развитии системы аттестации персонала", -- добавляет Анна Решетняк. <P> <B>цифры</B><BR> $200 -- средняя стоимость аттестации одного сотрудника<BR> Источник: "ДП" <P> <B>на заметку</B><BR> - Аттестация -- процедура внутреннего аудита персонала компании. Позволяет определить потенциал сотрудников, выявляет лучших и худших, помогает составлять программу профессионального развития и кадровых перестановок.<BR> <B>Типичные ошибки при проведении аттестации</B><BR> - Организационные<BR> 1. Отсутствие цели<BR> 2. Отсутствие выводов<BR> 3. Плохая подготовка в результате дефицита времени и персонала<BR> 4. Отсутствие критериев оценки<BR> - Поведенческие<BR> 1. Предвзятость руководителя<BR> 2. Ошибочный временной интервал оценки<BR> 3. Оценка личности, а не качества работы<BR> Источник: ЗАО "МКД Партнер"