00:0003 сентября 200400:00
54просмотров
00:0003 сентября 2004
Российская анимация сводит дебет и кредит
<B>Российская анимация сводит дебет и кредит</B><BR>
СПб. Современная частная мультипликация сегодня только "учится ходить".Инвесторы до российского анимационного кино доходят так же редко, как альпинисты до Эвереста. Тем не менее, пусть и черепашьим темпом, анимационное кинопроизводство приобретает рыночные черты. Ему не только слышится "коммерчески успешный проект", но и отчетливо видится. Причем некоторые видят этот самый успех не только в готовом кинопродукте, но и в выпуске сопутствующих ему товаров -- все как на Западе.<BR>
<B>Реалии</B><BR>
По подсчетам экспертов, производство минуты анимационного кино стоит порядка $4-9 тыс. Источники -- спонсоры и финансирование от Госкино, которое один раз в год теоретически может получить человек, считающий себя аниматором. Схема проста: пишется заявка в виде литературного сценария. Результаты, даже при бешеном конкурсе, могут быть оптимистичными. В полнометражном мультфильме "Карлик Нос" (его авторы -- петербургская студия анимационного кино "Мельница") -- около 30% государственных денег. Студия "Петербург" (мультсериал "Смешарики") тоже выиграла конкурс, благодаря чему запустила проект.<BR>
Производство "Карлика Носа" обошлось приблизительно в $1,5 млн, мультфильм хронометражом 80 минут делали 2,5 года, в российском прокате он собрал около $800 тыс. Все, кто имеет отношение к производству и дальнейшему коммерческому использованию этого мультфильма, в один голос говорят: проект успешный.<BR>
Студия "Петербург" 12 серий своих "Смешариков" продала на ТВ. Программа "Спокойной ночи, малыши" за 1 минуту "Смешариков" дала $20, канал СТС за серию продолжительностью 6,5 минуты -- около $100.<BR>
"Деньги очень сложно отбивать, потому что отечественный прокат, грубо говоря, недоразвитый. А от кинопроката напрямую зависит коммерческий успех картины. Причем большую часть прибыли прокат приносит первые три уик-энда, дальше -- резкий спад. Именно поэтому схема выпуска в прокат нового продукта очень проста: не просто на уик-энд, а чтобы уик-энд пришелся на каникулы", -- считает режиссер анимационного кино студии "Мельница" Константин Бронзит.<BR>
"Того, сколько платит ТВ, может хватить разве что на оплату счетов за электричество. Но, с другой стороны, мы и не планировали зарабатывать таким способом. Для нас это рекламная кампания, цель которой -- познакомить зрителей с новым продуктом, и в этом отношении трансляция "Смешариков" в программе "Спокойной ночи, малыши" -- лучший ход, который только можно было придумать, эта программа -- раскрученный бренд, и у нее очень большая аудитория. Зарабатывать мы собираемся другим способом: в сентябре выпускаем в продажу "Смешариков" на VHS и DVD, а также сопутствующие товары -- школьные дневники, альбомы, тетради с изображением героев мультсериала, тематические брелки, игрушки-персонажи и т.п. На Западе в сфере анимационного кино на сопутствующих товарах зарабатывают значительно больше, чем на видеопрокате", -- рассказывает ведущий режиссер студии компьютерной анимации "Петербург" Денис Чернов.<BR>
<B>Ручная работа</B><BR>
По мнению аниматоров, инвесторы неохотно идут в анимационное кино, потому что, во-первых, мультипликационные проекты мегадолгосрочные, во-вторых, вложений в них требуется порой больше, чем, например, в игровое кино. Делаются мультики долго по одной единственной причине -- ручной труд в этой сфере ничем до сих пор не заменен.<BR>
"Все равно нужно на кальках каждую фазу честно рисовать, никто этого труда аниматора не отменял. Дальше все сканируется, заливается, раскрашивается, здесь действительно помогает компьютер. Используется разная анимация: и компьютерная, и классическая -- пластилиновая и рисованная. Это вопрос художественных пристрастий каждого отдельно взятого режиссера и вопрос задач, которые стоят перед ними, -- важно финальное качество продукта. Полнометражный мультфильм делают в среднем 50-60 художников. Схематично производственный процесс анимационного кино выглядит следующим образом. Сначала возникает замысел, он условно превращается в сценарий. Затем из сценария литературного режиссер делает режиссерский сценарий -- покадровую запись, схему того, что происходит на экране. На основе этой записи делают раскадровку: карандашом на листе бумаги рисуются сцены или мизансцены. Дальше по раскадровке делается аниматик. Аниматик -- это мультфильм без анимации, то есть в компьютере раскадровка собирается с целью выяснить темп ритма: как долго продлится эта сцена, насколько она короткая, проверка монтажных стыков и т.п. После режиссер раздает аниматорам сцены: показывает и объясняет им, какой персонаж, как он выглядит, как стоит, что говорит и сколько времени длится эта сцена. Получив задание, аниматор идет рисовать сцену: на кальках, на просветном столе. Затем раскрашивают, рисуются фоны, после -- в компьютере -- складывают, и получается готовая сцена. 10-20 готовых сцен поступают к звукооператору-композитору", -- рассказывает Константин Бронзит.<BR>
<B>PR</B><BR>
Коммерческий проект в анимации рождается методом вычислений. "Эту сказку делали, эту тоже недавно сделали в Голливуде, а вот на эту стоит обратить внимание: материал интересный, и никто никогда не делал", -- объясняет Константин Бронзит. Со "Смешариками" во многом аналогичная ситуация. Мультсериал размахом в 200 серий, а именно столько запланировано выпустить, никто никогда в России не делал. Но помимо полнометражных мультфильмов и мультсериалов в анимационном кино, и тут уж не только в Петербурге, выпускается достаточно много короткометражных, или, как их принято называть, авторских картин.<BR>
"На короткометражку в среднем уходит $30-40 тыс. Делается она, как правило, для зарабатывания имени. Студии анимационного кино выставляют их на фестивалях с целью показать свой творческий потенциал. На каждом фестивале тусуются продюсеры, телеканалы, потенциальные работодатели. Они видят качество той или иной студии. Таким образом можно получить выгодный коммерческий заказ: на рекламу, на сериал, на полнометражный фильм. Авторское кино может приносить деньги, но небольшие, если его купят телеканалы. Все телеканалы мира, кроме российских, покупают короткометражное анимационное кино. Например, Canal + (Франция) может заплатить за минуту 4 тыс. евро. И я предполагаю, что, если директор какого-либо канала не очень хорошо разбирается в короткометражном анимационном кино, но при этом видит, что фильм получил приз, причем не один и на разных фестивалях, он сделает вывод, что фильм этот замечает жюри, замечает публика, а значит, и ему стоит приобрести его для своего канала", -- рассуждает Константин Бронзит.
<P>
<B>Цифры</B><BR>
$4-9 тыс. составляет стоимость производства одной мультминуты<BR>
Источник: "ДП", по данным компаний