В Мариинском театре клаку подменили "сыры"

Ну-ка все вместе, уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши, вы!

Ну-ка все вместе, уши развесьте, лучше по-хорошему хлопайте в ладоши, вы!<BR> СПб. Этой профессии нигде не учат, и название она носит, прямо скажем, не комильфо -- клакеры. <P> А когда клакеров много, с названием происходят еще более неприятные лингвистические метаморфозы: группу клакеров именуют просто и сердито -- клакой.<BR> В практике каждого, даже не заядлого, театрала бывали спектакли, когда происходящее на сцене напоминало ему невероятного уровня профанацию, от созерцания которой так и хотелось сказать, что "король-то голый".<BR> Однако то на балконе, то в партере раздавались единичные, но однозначно наполненные аффектом крики "браво" и равные по силе вымуштрованному солдатскому шагу овации, из-за чего недовольство театральным действием списывалось на собственное невежество. И зритель, сам того не осознавая, начинал вторить хлопающим одиночкам. Если такое происходит, это означает, что в зале в роли заводил работают клакеры.<BR> <B>Допдоход</B><BR> Современные петербургские клакеры не похожи на "исторических" -- это всего лишь так называемые "сыры" -- преданные поклонники, которые превратили свою страсть в образ жизни, а некоторые из них -- в дополнительный источник дохода.<BR> Они поддерживают артиста во время спектакля, криками и аплодисментами встречая каждый его выход. Такое редко увидишь в театре драматическом, который по сути своей является трудом всей труппы, в отличие от оперы и балета, где каждый, по возможности, тянет одеяло на себя, поэтому с некоторой поправкой на информационную погрешность можно сказать, что в Петербурге клакеры имеются только в Мариинском театре.<BR> Как рассказал источник в балетной труппе Мариинского театра, пожелавший остаться анонимным, клакеры сегодня есть только у одного-двух артистов, да и те используют их крайне редко. И эти клакеры не получают за свою работу зарплату, а имеют всего лишь бонусы -- контрамарки, которые иногда перед спектаклями перепродают втридорога.<BR> <B>По горячим следам</B><BR> Ни одна из звезд не признает, что пользуется поддержкой клакеров -- говорят, что просто есть горячие поклонники. Ни один клакер не сознается, что он клакер, скажет, что поклонник -- и все тут. Поэтому в ходе проведения оперативно-разыскного мероприятия за помощью пришлось обратиться к сведущим людям из Мариинского театра. Люди предоставили нужного респондента, снабдив не только его координатами, но и здравым предупреждением: "Если обратитесь к нему как к клакеру, он вообще откажется что-либо рассказывать. Апеллируйте к нему как к горячему поклоннику". Намотав на ус этот совет, мы встретились с клакером-поклонником.<BR> <B>Карьера</B><BR> Краткая справка: Евгений Овчинников, лет 40 с хвостиком, высокий, гуталинового цвета волосы, работает преподавателем-историком. Игры доброй воли-94 кардинальным образом изменили его стиль жизни. Нет, он не стал спортсменом, параллель прослеживается не так явно. Евгений стал поклонником-клакером.<BR> "На Играх доброй воли в Мариинском театре была запланирована обширная культурная программа. И цены в театре взвинтили в несколько раз, наверное, думали, что потечет иностранный турист. Я пришел в театр к началу спектакля, надеясь на чудо или, как принято говорить, на русский авось, -- вдруг перед началом выкинут дешевый билет. И, оказалось, не зря пришел. Дело в том, что практически половина билетов оказались нераспроданными. Не могу сказать точно, с чьей подачи, но из-за сложившегося статус-кво всех ожидавших чуда впустили в зал бесплатно. И пускали бесплатно на протяжении всех Игр доброй воли. С тех пор я стал ходить в Мариинку практически через день. Познакомился с администрацией, контролерами. Лет пять я ходил абсолютно бесплатно, за это время познакомился с родственниками солистов, артистов кордебалета, с самими артистами, они мне стали давать контрамарки, и последние несколько лет хожу по ним. За свою десятилетнюю поклонническую деятельность в Мариинском театре я посмотрел не меньше 1000 спектаклей, из них -- около 80 "Лебединых озер" и приблизительно 60 "Жизелей".<BR> <B>Скользкая тема</B><BR> Технология вхождения в приближенные к артистам достаточно прозаична. "Ходишь часто на спектакли, активно хлопаешь, а хлопок у меня громкий, обмениваешься с близсидящими зрителями впечатлениями, и оказывается, что среди них немало родственников артистов. Контрамарку могут дать родственники, через них же можно познакомиться с артистами, а можно познакомиться и без посредников. Контрамарки приходится просить самим, никто их не предлагает, для этого необходимо обладать смелостью и немножко -- нахальством", -- делится опытом Евгений Овчинников.<BR> По его мнению, за контрамарки, то есть в благодарность, артисты ждут от поклонников бурных оваций, скандирований "браво" и цветов. На вопрос, кто покупает цветы артистам, Евгений осторожно предполагает, что о цветах зачастую заботятся сами артисты, и ничего страшно оскорбительного он в этом не видит. Мы с ним соглашаемся и плавно переходим на тему клакерства. "Организованной системы клакерства в Петербурге нет. Если к клакерам относить горячих поклонников, которые поддерживают своих любимых артистов, даже если те не в форме, то и меня можно назвать таковым. Но я себя считаю именно поклонником. Хлопаю я хорошо и стараюсь зрителя сподвигнуть своим примером: говорю, какой прекрасный спектакль, уговариваю их похлопать еще, организую вокруг себя своего рода очаг -- зажигаю зрителей своим настроением. И, знаете, они поддаются моему влиянию, особенно иностранцы", -- выдает довольный Евгений.<BR> <B>Были времена</B><BR> "В былые времена особенно активных поклонников-клакеров артисты не только снабжали контрамарками, но и приглашали к себе домой или на дачу. Сколько раз Ольга Лепешинская, надев все свои награды, отправлялась в отделение милиции, чтобы вызволить своих клакеров, в очередной раз ввязавшихся в драку с клакерами Семеновой. Самая недавняя клакерская история в нашем городе связана с именем Анастасии Волочковой, мама которой брала по 10-15 контрамарок на спектакли с участием дочки. Ярусы взрывались криками, а на сцену летели роскошные букеты. Клакеры в Петербурге не профессиональны. В Москве, где рыночные отношения переживают куда более бурный рост, существует даже прейскурант на услуги клакеров. За количество выходов, бисирование и т.д. В Ла Скала клакеры уже более 100 лет зачислены в штат театра, и ни один артист, выезжая на гастроли, не забудет взять с собой свою команду. Когда в Кремле планировались концерты Доминго, одним из условий его приезда было бронирование 200 мест для клаки", -- рассказывает анонимный источник из балетной труппы Мариинского театра. <P> <B>За кулисами</B> <P> Клакеры (от франц. claquer -- хлопать) -- группа подставных зрителей, нанимаемых для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля.<BR> Выражение "сыры" возникло в 30-е годы XX века благодаря поклонницам Сергея Лемешева. По легенде, неологизм "сырить" (от "разводить сырость") придумал сам Лемешев, намекая на экзальтированность поклонниц.