Страховщики считают автообязательную прибыль

Страховщики считают автообязательную прибыльНа рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) наступил период переманивания клиентов – за первый год на автогражданке петербургские страховщики собрали порядка $120 млн, з

На рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) наступил период переманивания клиентов – за первый год на автогражданке страховщики собрали порядка $120 млн, заключено более 1 млн. договоров. <BR><BR><BR><BR><BR><br><br><b>Факты</b><br><br><table><br><tr><br><td width="25%"><br><b>СК <br></td><br><td width="25%"><br><b>Кол-во договоров по ОСАГО <br></td><br><td width="25%"><br><b>Сумма сборов, руб<br></td><br><td width="25%"><br> <b>Сумма выплат, руб</b><br></td><br></tr><br><tr><br><td><br>«АСК-Петербург» </td><br><td>29 000 </td><br><td> 92,5 млн </td><br><td> 15,5 млн</td><br></tr><br><tr><br><td><br>«Доверие»</td><br><td><br> 112 000</td><br><td> 148 млн</td><br><td><br> 22 млн</td><br></tr><br><br><br><br><tr><br><td><br>«Прогресс-Нева» </td><br><td> 106 000 </td><br><td> 356,4 млн</td><br><td> 48 млн</td><br></tr><br><tr><td><br>«Русский мир»</td><br><td> 285 000 </td><br><td> 661,2 млн </td><br><td> 129,8 млн</td><br></tr><br><tr><td><br>«Россгосстрах»*</td><br><td> 866 000</td><br><td> 1,670 млрд </td><br><td> 259,6 млн</td><br></tr><br><br><br><br></table><br> * - данные по северо-западу<br><br><br><br>Всего в России, по разным оценкам, в обязательном порядке застраховано 75-85% автолюбителей. Этот показатель недалек от цифр по Западной Европе, где закон работает далеко не первый десяток лет и, по определению страховщиков, «близок к идеальному». У нас закон работает уже год, и игроки рынка продолжают настаивать на том, что впереди их ждут убытки: порядка 70% горожан застраховалось в период с декабря по май, поэтому по большинству договоров выплаты только предстоят. Эти предположения подтверждает и статистика: например, в страховой компании «АСК-Петербург» за первые полгода было произведено 50 выплат, а за вторые – в десять раз больше. В страховой группе «Прогресс-Нева» говорят, что число выплат ежемесячно возрастает на 40% (а ведь самые аварийные времена – конец осени и зима - еще впереди). У игроков рынка нет большой уверенности в том, что компании останутся в прибыли, напротив, говорят даже о том, что убыточность этого вида страхования достигнет 65-70%.<br><br><b>Клиентов заманивают скидкой</b><br><br>Однако, судя по стартовавшей рекламной кампании некоторых страховщиков, понятно, что ОСАГО им все-таки выгодно. Например, страховая компания «Русский мир» начала активную рекламу нормы, прописанной в законе – их рекламный ролик зазывает клиентов других страховых компаний, у которых не было ДТП, скидкой в 5%. На самом деле компенсация предусмотрена законом и дается каждому автовладельцу, который не становился виновником аварии. Расчет компании очевиден: если автомобилист год отъездил без аварий, значит, есть надежда на хорошие показатели и в следующем году.<br><br>За год страховщикам, кстати, так и не удалось решить другую проблему, связанную с компенсациями – почему автовладелец, по договору которого не было произведено выплат, получает скидку 5%, а виновнику ДТП, по договору которого выплачивались компенсации, устанавливаются надбавки от 40 до 145%. «Необходимо учесть, что выплачено страховой компанией по договору виновника ДТП, скорее всего, будет намного больше получившейся надбавки, - объясняет Алексей Образцов, - Средняя выплата по ОСАГО в «Прогресс Неве» — 32 000 руб., а средняя цена полиса — в 10 раз меньше».<br><br><b>Теория и практика прибыльности</b><br><br>Как только речь заходит о прибыльности ОСАГО для компаний, страховщики давят собеседника цифрами.<br>По словам директора по маркетингу страховой компании «Русский мир» Евгения Гуревича, «определенно о прибыльности или убыточности можно будет говорить только через год, когда все договора пройдут полный цикл». На сегодняшний день предприятие с первого взгляда похоже на прибыльное: по всей России собрано 39 млрд. рублей, а выплачено 3,9 млрд. (по данным на 01.05.04). Однако так кажется только на первый взгляд: разница этих цифр – еще не прибыль страховой компании. «Из 100% полученных взносов 77% перечисляются в резерв будущих выплат, 3% в Российский союз автостраховщиков, 20% относятся на расходы страховой компании по ведению деятельности,- поясняет директор по маркетингу страховой группы «Прогресс-Нева» Алексей Образцов. - Величина прибыли ограничена 5%, причем прибыль возникнет только в том случае, если это позволит размер выплат. В случае если при осуществлении обязательного страхования разница между доходами и расходами страховщика за год превышает 5% от указанных доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат в последующие годы». <b>Зачем нужны клиенты по убыточному ОСАГО</b><br> Главная причина, по которой компании стремятся к расширению круга клиентов по ОСАГО, возможность приобщить людей к культуре страхования и продавать им не только обязательную, но и добровольную страховку. «Вполне реально получить прибыль с помощью продажи клиентам по ОСАГО полисов добровольного страхования, - говорит Алексей Образцов. - Постепенно клиенты, почувствовав, насколько полезно автострахование, начинают интересоваться и другими страховыми продуктами. И мы констатируем неплохие темпы реализации полисов страхования дач, квартир, автокаско и медицинского страхования автомобилистов». «На сегодняшний день в нашем портфеле доля ОСАГО составляет 25%, я считаю, что эта оптимальная величина – за счет увеличения клиентов по другим видам страхования мы сможем покрыть убытки от ОСАГО и в итоге получить прибыль», - отметил Евгений Гуревич. <P><div align="right"><b> Екатерина Александрова</b>, dp.ru, 13 июля 2004 года</div>