«При слове бизнес, я хватаюсь за пистолет»

«При слове бизнес, я хватаюсь за пистолет»Встреча была назначена на 8.30. утра. Так как собеседником должен был стать главный «часовщик» Швейцарии, то сам собой напрашивался вывод... Полный текст интервью.

Встреча была назначена на 8.30. Утра. Так как собеседником должен был стать главный «часовщик» Швейцарии, то сам собой напрашивался вывод, что для такого человека время – действительно деньги. <br>Председатель совета директоров Swatch Group Николас Хайек выглядел как огурчик, хотя первым делом и признался, что спал всего час. В его безупречно-утренний внешности смущал лишь один штрих: часы на обеих руках.<br><br><b>-Сейчас достаточно необычное время для деловых встреч. Вы всегда так рано начинаете работать?</b><br>-Ну я же не бизнесмен. Я – художник, предприниматель. Предприниматели – это люди, которые что-то создают, творят. Например, новые рабочие места. Бизнесом я вообще не занимаюсь и ничего не знаю о бизнесе. Поэтому я готов работать всегда.<br><br><b>-В России, есть поговорка, кто рано встает, тому Бог дает. Есть что-то подобное в Швейцарии?</b><br>-Что-то похожее конечно есть, но я никогда не руководствуюсь принципами, а только своей натурой, своим инстинктом. Например, я никогда не делаю то, что требует общество, а только то, что сам считаю нужным, то что чувствую правильным. Я всегда очень критически относился к обществу и его требованиям.<br><br><b>-Вы упомянули о интуиции. Насколько интуитивным было Ваше решение участвовать в проекте вывода из кризиса швейцарской часовой промышленности в 1970-80-е годы?</b><br>-Я руководствовался именно своим инстинктом. Все в Швейцарии - и банки и люди - считали, что экономически целесообразнее прекратить изготовление часов.<br>В 1970-80 годы банкам принадлежала большая часть часовой промышленности Швейцарии. Япония набирала обороты, а Швейцария была богатой и ленивой страной с тупым менеджментом. Экономика стояла на краю пропасти. К этому привели зазнайство и глупость. Банкиры решили закрыть часовые заводы, продать бренды, здания, музеи, произведения искусства и вернуть свои деньги. Но затем все таки сошлись на том, что надо пригласить какого-то человека, который проведет анализ и сделает обоснованный вывод целесообразно ли производить часы. При этом подразумевалось, что вывод должен быть отрицательным. Именно меня и попросили провести анализ и написать отчет, подтверждающий, что производить часы нельзя. Я тогда сказал: а что если я решу, что это решение - неверно. В ответ прозвучало: «Тогда ты просто безнадежный оптимист. Это же очевидно, что производство продолжать нельзя. Потому что в Швейцарии секретарь, владеющий двумя языками, получает зарплату больше, чем генеральный директор в Японии».<br>Мне все же удалось доказать банкам, что все упирается отнюдь не в высокие зарплаты, а в тупость и неразумное управление производством. Тогда мне сказали – ладно, тогда приобретайте 51% акций и делайте все что хотите. И политики, и банкиры, и экономисты говорили: Николай сошел с ума, он непременно разориться. Но потом я запустил Swatch. И выиграли – производство пошло круто вверх.<br><br><b>-Сколько раз в жизни Вам помогала интуиция в бизнес проектах?</b><br>-Я никогда не участвовал в бизнес-проектах. У Вас по-прежнему бизнес один в голове. Бизнес, бизнес, бизнес! Вы в Америке что ли учились? Вы что поклонник господина Буша? Я вообще не занимаюсь бизнес-проектами! У меня есть промышленные проекты и проекты с созданием новых продуктов.<br>Например, вот эти часы (показывает часы на черные пластмассовые Swatch на правой руке). Я начал этот проект что бы сохранить 9,5 тысяч рабочих мест Швейцария – небольшая страна – всего 7млн человек. И потеря 9-ти тысяч рабочих мест аналогична потере 3млн рабочих мест для России. Сейчас мы производим 25млн часов Swatch, у нас 21 тысяча сотрудников, мы выпускаем 18 брендов. <br>Автомобиль Smart тоже не был для меня бизнес-проектом. Я думал о новом производстве, которое принесет новые рабочие места.<br><br><b>-При слове бизнес, Вы хватаетесь за пистолет?</b><br>-Совершенно точно. При слове бизнес, я хочу схватиться за пистолет. Меня однажды интервьюировал журналист из Америки. В начале он сказал – «Вы хороший бизнесмен». Я тут же ответил: «Я – не бизнесмен». Но он настаивал: «Быть бизнесменом – это же хорошо». Я согласился «ладно, значит я не хороший, но не смейте никогда меня называть меня бизнесменом». Но в следующей фразе он опять обозвал меня «хорошим бизнесменом». Больше я с ним никогда не общался. Я провожу различия между теми, кого мы называем менеджером – человеком, который получил специальное бизнес-образование – представителем Уолл-стрит, брокерами и пр. – и предпринимателем. Более того, между менеджером и предпринимателем – огромная разница. Бизнесмен - человек, который просто зарабатывает деньги и на самом деле не создает нового богатства. А вот предприниматель, антрепренер напротив создает богатство и новые ценности. Например, Пикассо был предпринимателем, его интересовала именно коммуникация, коммуницирование созданных им вещей. И уже при жизни его шедевры стоили миллионы долларов. Возьмем другого человека – Генри Форда. Он тоже предприниматель. Я тоже за свою жизнь создал часы, создал автомобили и создал в Европе более 50 тысяч рабочих мест. <b>-Smart – это была своего рода революция. Что-то еще подобное планируется?</b><br> -Ну Swatch тоже были революционным проектом. Этот был продукт, совершенно отличающийся от всего предшествующего. Мы смогли его произвести в самой дорогой стране мира – Швейцарии, причем по себестоимости ниже, чем это можно было сделать в Японии. Smart был второй революцией, сейчас есть третья революционная задумка, но я Вам о ней не скажу, потому что Вы представитель чудесной профессии, которая связана с коммуникацией. <b>-3-я революция обязательно должна быть. Петербург – город 3-х революций…</b><br> -Ну я тоже верю в троицу, потому что я в какой-то степени русский, православный. <b>-Поделив оборот группы Swatch – 4млрд франков на 117млн изделий я получил, что единица вашей продукции в среднем стоит всего 34 франка. Следовательно, львиная доля производства Swatch приходится на демократичную продукцию…</b> -Ну, я же демократичный человек. Хотя по версии журнала «Форбс» вхожу в число 140 богатейших людей мира. Но я совершенно случайно стал очень богатым человеком. Это не было для меня главным. Я никогда не бегал за деньгами, высунув язык (показывает, как можно высунуть язык). Я старался творить, я люблю красоту, люблю гармонию. Для меня часы - глубоко эмоциональный проект. Если я буду несчастным и утрачу веру в мир, если я начну думать о Буше и Ираке, то закрою дверь, включу фортепианную музыку и буду смотреть на часы – вот эти. (показывает на часы на левой руке). 15 минут такого созерцания и я успокаиваюсь и снова верю в людей. <b>- Насколько похожи ситуации в швейцарской часовой промышленности конца 1970-х и современной российской экономике?</b> -Сходство есть, но есть и много различий. Русские не стали слишком богатыми – ну за исключением горстки миллионеров. Они все еще способны бороться. Вы можете многого достичь в автомобильной отрасли, в химической, фармацевтике, в космосе, в разработке нано- и компьютерных технологий. У вас есть необходимые мозги. И есть рабочие руки. Все что вам нужно – создать своих предпринимателей, антрепренеров, но не менеджеров. Не старайтесь копировать Америку. Я отнюдь не враг Америки. Мой отец был американским зубным врачом. Просто Америка пошла неверным путем. Расскажу анекдот. Встретились 3 хирурга – швейцарский, франзузский и америриканский. Швейцарец говорит – у нас самая высокоразвитая хирургия в мире: был человек, которой отрезал себе все 5 пальцев, мы пришили их назад и он стал самым лучшим пианистом в мире. Француз сказал: Мелочи. У нас во Франции был человек, который отрезал себе обе ноги, мы пришили их обратно и он стал чемпионом в марафоне. 3-й хирург засмеялся: Чепуха, у нас был американец, у которого был рак мозга, мы провели операцию и пересадили ему вместо мозга задницу. Он стал президентом США. <b>-Давно Вы носите часы на 2-х руках?</b> -Вот эти стоит $100.000 (демонстрирует часы на левой руке), а вот эти - $35 (показывает правую руку), но за них один из музеев Нью-Йорка мне предлагал $250.000. Потому что это первые часы Swatch. Сейчас покажу (вытаскивает из кармана) Omega - $3000. А вот эти $30.000 – сегодня я их не надел, потому что мешают манжеты. Практически каждый день я выступаю по телевидению, позирую для фотографов и руководство наших брендов обычно посматривают на мои запястья, чтобы увидеть, какой бренд на мне надет сегодня. Если они видят, что в течение месяца я ни разу не надевал Longines, тогда господин Фон Канел (президент Longines) звонит мне по телефону и говорит: «В чем дело? Вы меня больше не любите». Так что, если бы у меня была подлиннее, я бы по 9 часов надел на каждую. <b>-Делали такое хоть раз?</b> -Очень известный американский карикатурист однажды нарисовал карикатуру – там часы у меня были и на плечах, и на ногах <P><div align="right"><b> Дмитрий Грозный</b>, dp.ru, 2 июля 2004 года</div> <P>