Активы растут вместе с рекламной активностью

Молодые ПИФы, удобренные рекламой, растут быстрее

Молодые ПИФы, удобренные рекламой, растут быстрее<BR> СПб. Рекордсменами по доходности среди паевых инвестиционных фондов становятся небольшие фонды, чья деятельность сопровождается мощной рекламной кампанией. <P> Такую любопытную закономерность "ДП" обнаружил, анализируя результаты петербургских ПИФов по итогам 2003 г. и I квартала 2004 г.<BR> <B>Доходность впечатляет</B><BR> В прошедшем году слоганом "67,8% годовых! Впечатляет?" запомнилась петербуржцам управляющая компания ОАО "Креативные инвестиционные технологии", рекламирующая свой фонд "Российская электроэнергетика". По итогам 2003 г. этот фонд показал доходность выше 50% -- лучший результат среди петербургских ПИФов.<BR> В I квартале текущего года в лидеры выбился фонд "Стоик" под управлением ООО "Управляющая компания Промышленно-строительного банка" (УК ПСБ). Он продемонстрировал еще более впечатляющую динамику стоимости пая -- прирост более 45% за 3 месяца. Любопытно, что во втором полугодии 2003 г. "Стоик" показал скромный результат -- прирост цены пая всего на 7% (с 17 июня, когда фонд приступил к инвестированию). Резкий рост эффективности управления средствами пайщиков совпал по времени с активной рекламной кампанией УК ПСБ.<BR> <B>Новичкам везет</B><BR> Некоторые инвесторы уже берут на вооружение тактику покупать паи небольших по объему активов ПИФов, которые активно рекламируются, в расчете на то, что одним из "рекламных" ходов управляющая компания может сделать искусственное повышение доходности, например, за счет адресных сделок с "дружественным" контрагентом в РТС.<BR> "Такая тактика мало оправдана, так как ожидаемый расчет на "рекламный" ход может не состояться, -- комментирует Юлия Власенкова, генеральный директор ЗАО "УК "Элтра-Инвест". -- Но мы знаем, что существует определенная группа инвесторов, которые систематически покупают паи инвестиционных фондов на стадии первичного размещения или сразу после его завершения, мотивируя тем, что в начале управления "у всех хорошо получается".<BR> Мелкие, но шустрые<BR> В начале периода рекордного роста паев активы ПИФа "Российская электроэнергетика" составляли всего 2,75 млн рублей. За год они выросли почти в 10 раз, до 26,8 млн рублей. У "Стоика" активы в начале текущего года не превышали 10 млн рублей, а к концу I квартала приблизились к 30 млн рублей.<BR> Конкуренты "рекордсменов" избегают в открытую уличать их в манипулировании доходностью, однако в приватных беседах некоторые из них признают, что компания с небольшими активами, тратящая на рекламу сотни тысяч долларов, может приподнять цену паев за гораздо меньшие деньги.<BR> <B>Аморальная практика</B><BR> Отвечая на вопрос, насколько оправдано искусственное повышение доходности, все опрошенные "ДП" участники рынка подчеркнули, что сами они к такого рода манипулированию никогда не прибегали.<BR> "Со стороны УК искусственное повышение доходности фондов через адресные сделки -- это мошенничество, -- категоричен Андрей Белявский, генеральный директор УК ПСБ. -- Если компания принимает решение таким способом продвигать свои фонды на рынке, то государственные регулирующие и контролирующие органы в результате проверки смогут без труда вывести таких управляющих на чистую воду.<BR> Как только информация об искусственном завышении доходности фонда станет достоянием общественности, на бизнесе управляющей компании будет поставлен крест".<BR> "Инвесторам необходимо понять, что спекуляции с паями фондов противоречат сути паевых фондов, -- настаивает Владимир Кириллов, генеральный директор ОАО "Креативные инвестиционные технологии". -- Мнение о том, что на спекуляциях с паями фондов (регулярный обмен одного фонда на другой в зависимости от конъюнктуры рынков, другие игры, подобные вышеописанной) можно заработать, ошибочно". <P> <B>кто есть кто</B><BR> Активы петербургских ПИФов, вкладывающих средства в акции, по данным на 23.04.04, млн руб.<BR> "АВК -- Фонд<BR> ликвидных активов" 323,6<BR> "АВК -- фонд связи<BR> и телекоммуникаций" 35,2<BR> "АВК -- фонд топливно-энергетического комплекса" 11,1<BR> "АВК -- фонд<BR> привилегированных акций" 14,2<BR> "АВК -- фонд накопительный" 7,7<BR> "Сообразительный" 2,7<BR> "Стремительный" 2,9<BR> "Стойкий" 2,5<BR> "КИТ -- Фонд<BR> сбалансированный" 190,4<BR> "КИТ -- Фонд акций" 129,0<BR> "КИТ -- Российская электроэнергетика" 84,2<BR> "КИТ -- Российская нефть" 34,6<BR> "КИТ -- Российские телекоммуникации" 56,1<BR> "Северо-Западный<BR> универсальный" 12,7<BR> "Титан" 47,2<BR> "Стоик" 49,2<BR> "Накопительный" 208,0<BR> "Юбилейный" 17,8<BR> "Капитал" 45,9<BR> Источник: Национальная лига управляющих (ВП)