Применение "упрощенки" на МУП

Кирилл Саськов

<B>Кирилл Саськов</B><BR> Мы являемся муниципальным унитарным предприятием. В ноябре прошлого года обратились в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения. ИМНС прислала нам уведомление о невозможности применения нашей организацией упрощенной системы налогообложения, ссылаясь на подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Права ли налоговая инспекция? <P> Ваша ситуация довольно распространена, но положение вашей организации небезнадежно. Налоговая инспекция, уведомляя вас о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (далее -- УСН), руководствовалась Приказом МНС РФ от 10.12.02 БГ-3-22/706 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения".<BR> Изложенная в п. 9 Методических рекомендаций позиция налоговых органов о том, что в случае если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в организациях составляет более 25%, то такие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения, мотивируется ими следующим.<BR> Во-первых, ссылкой на ст. 124 ГК РФ, в соответствии с которой РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений -- гражданами и юридическими лицами. Причем ко всем вышеуказанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. А во-вторых, ссылкой на ст. 125 ГК РФ, в соответствии с которой от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данные органы власти, являющиеся юридическими лицами, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ относятся к организациям.<BR> Указанная позиция налоговых органов не основана на нормах НК РФ и ГК РФ.<BR> Так как подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ содержит ограничение на применение УСН организациями, "в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%", то применительно к Вашему муниципальному унитарному предприятию указанное налоговым органом основание применено быть не может: муниципальное унитарное предприятие вправе применять УСН.<BR> На сегодняшний день п. 9 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС РФ от 10.12.02 БГ-3-22/706 признан Решением Высшего Арбитражного суда РФ от 19.11.03 12358/03 "не соответствующим НК РФ и недействующим в той мере, в какой он по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, препятствует переходу муниципальных унитарных предприятий на упрощенную систему налогообложения".<BR> Более того, Приказом МНС РФ от 26.02.04 БГ-3-22/1542 Методические рекомендации по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" признаны утратившими силу.<BR> Вам мы можем посоветовать обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налоговых органов, выразившихся в отказе применения упрощенной системы налогообложения. <P> Кирилл Саськов, юрист юридической компании "Качкин и Партнеры"