Бизнес 170 лет тянет резину

Калоши отечественного производства мог носить еще Пушкин В Петербурге всегда было грязно. Видимо поэтому одной из старейших отраслей городского бизнеса является производство галош.

<B>Калоши отечественного производства мог носить еще Пушкин</B><BR><br>СПб. В Петербурге всегда было грязно. Видимо поэтому одной из старейших отраслей городского бизнеса является производство галош.<br><P><br>Начало развития резиновой промышленности в России, по данным газеты "Северная пчела" от 9 сентября 1832 г., было положено петербургским купцом Генрихом Кирштеном, создавшим крохотную фабрику "Гумми и гутаперча", напоминавшую захудалое артельное производство как своим оборудованием, так и количеством рабочих. Разворот резиновой промышленности в России был связан не с Кирштеном, а с другим фабрикантом.<BR><br><B>Краузкопф и Ко</B><BR><br>В 1859 г. в российскую столицу приехал предприимчивый агент гамбургской фирмы Фердинанд Краузкопф, успешно торговавший в ряде стран американскими галошами. Присмотревшись к убогой фабрике Кирштена и поняв, насколько дешева российская рабочая сила, позволявшая развернуть в полную силу коммерческое дело, он загорелся идеей создания в Петербурге крупного производства по выпуску модных в то время галош, которое способно было бы конкурировать с известными западными фирмами. Он без труда нашел нужных ему единомышленников, которые охотно согласились вложить свои капиталы в дело, сулившее большие доходы. Ими были предприниматель Линдер Смит и купцы Людвиг Гейзе и Христиан Дирсен. Из Америки Краузкопф вызвал в Петербург Роберта Стори, уже имевшего большой опыт работы по изготовлению галош.<BR><br><B>Теплое место</B><BR><br>После энергично проведенных хлопот в столице и убедительных доказательств выгоды дела, с одобрения Александра II предприимчивыми коммерсантами было создано "Товарищество российско-американской мануфактуры". Оно без промедления приступило к строительству фабричного здания на набережной Обводного канала недалеко от Балтийского вокзала. Благодаря значительному капиталу, вложенному в дело, удачному распределению обязанностей между предпринимателями, строительство фабрики и оснащение ее необходимым оборудованием продвигалось быстрыми темпами. Вскоре "Товарищество" прибрало к рукам фабрику "Гумми и гутаперча" и английскую фирму "Макинтош".<BR><br>"Товарищество" использовало ноу-хау -- впервые стало отеплять галоши, применяя для этого красную байковую подкладку, что увеличило спрос на холодном петербургском рынке. В 1861 г. на Петербургской мануфактурной выставке за высокое качество изготовления галош предприятие, обойдя многих заграничных конкурентов, было награждено серебряной медалью.<BR><br>Для борьбы с многочисленными подделками галош под изделия "Товарищества" решено было в процессе изготовления ставить на подошве клеймо в виде треугольника. Впоследствии слово "треугольник" вошло и в название фирмы.<BR><br>Рабочие здесь кроме хорошей оплаты за труд получали особые награды за усердие. Многие из них, проработав более 10 лет, получали и пенсию, которая сохранялась пожизненно. Некоторые рабочие, особенно механики, получали при фабрике приличное, со всеми удобствами, жилье. Поэтому рабочие-резинщики дорожили своей работой и, уходя на пенсию, стремились устроить на работу своих родственников.<BR><br>В конце XIX в. галоши "Треугольника" были вне конкуренции. Их носили не только в России, но и в Швеции, Германии, Австрии и др.