Премиум подкатывает к Петербургу

Автомобильный Петербург разнообразен и многолик. Не редкостью стала на улицах города и «экзотика»: MINI, Ferrary, Bentley, Aston Martin, Maserati и Porsche. «Стильный» внимательно изучил автомобильные предпочтения петербуржцев.

Автомобильный Петербург разнообразен и многолик. Не редкостью стала на улицах города и «экзотика»: MINI, Ferrary, Bentley, Aston Martin, Maserati и Porsche. «Стильный» внимательно изучил автомобильные предпочтения петербуржцев.<br><br>Термин «престижные автомобили» или «автомобили премиум–класса» трактуется и дилерами, и покупателями весьма неоднозначно. Впрочем, однозначного определения этого сегмента автомобильного рынка попросту не существует. Однако можно выделить несколько составляющих, без которых сложно говорить о престижности того или иного авто.<br><br>Совсем не зря символом престижа являются компании с богатой историей. За долгие годы своего существования компании–лидеры формируют устойчивый имидж, завоевывают клиентов, создают и совершенствуют новые технологии и, наконец, просто становятся известными. Время и мировой автомобильный рынок решают, какому автомобилю быть «символом престижа», а какому — оставаться просто средством передвижения.<br><br><br><br><b>Имидж</b><br><br>Категория сложная и многозначная. В ряде крупных компаний в контракте топ–менеджеров даже указывается, на каком авто должен разъезжать данный сотрудник, дабы не компрометировать свою компанию. В любом случае автомобиль отражает социальный и профессиональный статус владельца и, конечно, его состоятельность. Однако никто не обязывает топ–менеджера ограничиваться одним автомобилем и одним стилем: разъезжающий, например, на BMW 7–й серии руководитель вполне может посещать загородный гольф–клуб на BMW Z8 или чуть более скромном BMW Z4. Важно одно: и для серьезных деловых мероприятий, и для развлечений человек выбирает автомобили хоть и различных стилей, но все же одного уровня престижности.<br><br><br><br><b>Качество</b><br><br>Можно долго спорить о том, способна ли дорогая вещь быть неважного качества или, наоборот, высококачественная — недорогой. Относительно автомобилей этот спор беспредметен — за качество приходится платить, но заплативший никогда не разочаровывается. Речь идет даже не столько о технических характеристиках автомобиля — это априори качественная составляющая. Однако сделать двигатель надежным, а кузов — безопасным стремятся все автопроизводители. Но только производители престижных автомобилей распространяют критерий высокого качества на все составляющие автомобиля. Пластиковые вставки в отделке такой машины не поцарапаются и не обдерутся, деревянные панели будут сделаны из ценных пород дерева, а обивка салона — из правильно выделанной кожи. Даже запах в таком автомобиле будет иным — например, в компании Audi разработали эксклюзивную систему ароматизации салона автомобиля, благодаря которой любая Audi благоухает по–особому, совсем не так, как другие автомобили.<br><br><br><br><b>Индивидуальность</b><br><br>Это, пожалуй, самый явный и неоспоримый критерий «престижности» автомобиля — машина премиум–класса никогда не будет массовым, конвейерным товаром. Не зря базовые комплектации престижных автомобилей редко пользуются спросом. Производители предлагают клиентам огромный выбор дополнительных опций, всевозможные варианты отделки салона, широкий выбор аудиосистем и т.д. — в результате у владельца есть возможность фактически создать уникальный автомобиль.<br><br>Естественно, и подход к покупателю должен быть сугубо индивидуальным. Например, на заводе Volkswagen в Дрездене в 2001 году специально для сборки автомобиля Phaeton была построена стеклянная мануфактура. Здесь заказанный автомобиль собирается вручную прямо на глазах у будущего владельца. Такая услуга не увеличивает стоимость автомобиля: ее позиционируют не как дополнительную услугу, а просто как высокий уровень обслуживания. Даже подобрать материалы для отделки салона мо-жно через систему сенсорных датчиков. Проще говоря, тип деревянной панели можно выбрать «на ощупь», потрогав соответствующий сенсор. А готовый автомобиль потом отображается на экране — во всех мельчайших подробностях.<br><br>Превратить покупку автомобиля в праздник стремятся и производители Audi. На родине автомобиля — в немецком Ингольштадте — рядом с заводскими корпусами в 1992 году был построен Audi–Forum. В помещениях огромного здания разместились рестораны, бутики, музей истории фирмы, магазины, где можно купить аксессуары и сувениры с логотипом Audi, и, конечно, огромный шоу–рум, ставший впоследствии примером для оформления всех дилерских центров Audi. Кстати, просто купить автомобиль здесь нельзя — нужно заказать его заранее и оплатить заказ у дилера. Но для трех сотен счастливчиков, ежедневно получающих здесь свои новые автомобили, день «покупки» становится незабываемым. Они посещают музей фирмы, угощаются в фирменном ресторане, приобретают сувениры на память и потом — после громкого сообщения на специальном табло — получают ключи от сверкающего новенького автомобиля. И конечно, фото на память.<br> Цель подобных мероприятий ни в коем случае не подразумевает прямой дополнительной прибыли для компании. Главная цель — позволить клиенту почувствовать собственную значимость, особое отношение и сервис высочайшего качества.<br> <br> <b>Каста избранных</b><br> Итак, какие же они — престижные автомобили? Признаемся сразу, гораздо легче определить сегменты автомобилей среднего, бизнес– и представительского класса — к ним относятся конкретные модели, классифицируемые в соответствии с техническими характеристиками, имиджем, стилем, дизайном и т.д. А вот понятие «премиум» будет относиться не к конкретной модели, а к марке — то есть к брэнду — в целом. Это справедливо не только для автомобилей. Например, если брэнд Dior относится к премиум–сегменту, то к этому сегменту будут относиться все товары, созданные под этим брэндом: парфюм, косметика, коллекции одежды и аксессуары. Соответственно, если сама марка BMW относится к сегменту «премиум», то это касается не только моделей 7–й серии (представительских), но и остальных — кабриолетов, купе и даже мотоциклов.<br> Отношение к этому сегменту — как членство в закрытом клубе — придает брэнду некую ауру исключительности и элитарности. Поэтому многие брэнды стремятся попасть в премиум–сегмент. Но далеко не всем это удается. Итак, кто относится к «избранным», а кто лишь стремится к заветной цели?<br> <br> <b>«Немецкая тройка»</b><br> Традиционно понятие «автомобили премиум–класса» ассоциируется с тремя известнейшими немецкими марками — Audi, BMW и Mercedes–Benz (во избежание недоразумений — перечислены в алфавитном порядке). Все три обладают многолетней благородной историей, все три славятся трепетным отношением к клиентам, соответственно все три находятся в состоянии перманентной конкуренции. Естественно, все три предлагают своим покупателям большой выбор автомобилей различного класса в рамках одного брэнда.<br> Европейская классификация предполагает следующие классы: городские автомобили, малые автомобили, средний класс (в нем выделяется малый средний класс — автомобили с уменьшенной колесной базой), бизнес–класс, представительские автомобили, универсалы повышенной проходимости и внедорожники. В отдельные классы выделяются купе, а также кабриолеты и родстеры.<br> В городском классе (городские малолитражки) сегмент престижных автомобилей не представлен, а вот уже в группе малых автомобилей из «престижных немцев» отсутствует только BMW. Впрочем, автомобили ее конкурентов — Audi A2 и Mercedes–Benz A–Class — не пользуются высоким спросом у петербуржцев и в статистике практически не фигурируют. В малом среднем классе престижный сегмент представляет лишь Audi — «малютка» A3 является одним из наиболее дорогих автомобилей этой группы. Но настоящая борьба за покупателя возникает начиная со среднего класса, где сходятся три главных соперника — Audi A4, BMW 3 Series и Mercedes–Benz C–Class. Модификации этих автомобилей будут соперничать и в следующих категориях: в бизнес–классе — Audi A6, BMW 5 Series и Mercedes–Benz E–Class, а в представительском — Audi A8, BMW 5 Series и Mercedes–Benz S–Class.<br> Для немецких автопроизводителей 2003 год был непростым — из–за рекордного падения доллара по отношению к евро цены на немецкие иномарки серьезно выросли. Первое полугодие прошло под знаком спада — все три немецких производителя сместились в списке продаваемых в России иномарок на 3–4 позиции вниз. Однако во втором полугодии ситуация начала выравниваться. И дело не только в том, что дилеры постарались компенсировать увеличившуюся стоимость улучшенным сервисом. Многие из них уверены, что на рынок престижных автомобилей курсовые колебания евро и доллара повлияли незначительно — благосостояние клиентов, покупающих престижные авто, позволяет им не обращать внимания на небольшой рост стоимости автомобиля. Покупка автомобиля рассматривается как статусная, а не экономически целесообразная, поэтому и фактор цены играет гораздо меньшую роль, чем, например, фактор качественного сервиса. А уж в последнем дилеры преуспели: год прошел под девизом «откроем автосалоны европейского уровня».<br> В целом дилеры довольны прошедшим годом: на некоторые модели клиентам приходилось заранее записываться.<br> А вот бум автомобильного кредитования не оказал существенного влияния на этот сегмент рынка. Дело в том, что банки ограничивают сумму кредита — обычно она не превышает $50 000. Однако для покупки автомобиля этого недостаточно. Например, среди автомобилей Mercedes–Benz в Петербурге в кредит продаются не более 15% машин.<br> <br> <b>Вдогонку</b><br> Представители «немецкой тройки» чаще всего отрицают присутствие в сегменте престижных иномарок других производителей. Их опасения понятны: если сейчас каждый из них занимает свою долю премиум–сегмента, поделенного «на троих», то с включением в этот сегмент других марок доля каждой будет «размыта».<br> Однако такие автомобильные гиганты, как Volvo и Volkswagen, считают иначе: они полагают, что история и традиции компаний уже обеспечили им вхождение в «высшую лигу».<br> По словам представителей Volvo, речь идет уже не о «немецкой тройке», а о «большой четверке». И статистика показывает, что в этой «четверке» Volvo занимает в Петербурге место лидера, а в России доля рынка, занимаемого Volvo, составляет 32%.<br> Другой претендент на кусок «премиального» пирога — Volkswagen. В отличие от Volvo, представители немецкого производителя «народных автомобилей» делают четкое различие между «престижными» автомобилями своего модельного ряда и остальными. Несмотря на любовь к техническим инновациям, VW долго оставался за пределами премиум–сегмента. В конце 2002 года на рынок был выпущен VW Phaeton — первый престижный автомобиль в модельном ряду Volkswagen. До декабря 2003 года в Россию поставлялась только стандартная версия Phaeton, но теперь есть возможность заказать и длиннобазный VW Phaeton Long. Технические возможности VW позволили создать полноценный автомобиль представительского класса — с полным приводом, пневмоподвеской, особой системой климат–контроля и соответствующим интерьером. Спрос на новинку, однако, остался невысоким — за 2003 год только четыре автомобиля в Петербурге нашли своих хозяев. А вот следующую новинку — «люксовый» внедорожник Volkswagen Touareg — ожидал ошеломительный успех. Touareg был представлен широкой публике в начале 2003 года, и первые семь автомобилей были куплены практически сразу. В дальнейшем спрос на него рос в геометрической прогрессии, и к концу 2003 года в России было продано около 800 автомобилей этой модели. В Петербурге Touareg уверенно лидирует в своем классе.<br> Внедорожники и универсалы повышенной проходимости весьма популярны у петербуржцев. Это стильные машины со слегка агрессивным дизайном — они оптимально подходят для специфических петербургских дорог и при этом дают владельцу максимум комфорта. <br> <br> <b>Атака «японцев»</b><br> На рынке есть еще две выраженные категории автомобилей. Условно их можно назвать «почти престижные» и «элементы роскоши». Первые — это иномарки, пытающиеся «догнать» автомобили премиум–сегмента по всем характеристикам. В таких автомобилях уделяется особое внимание дизайну, техническим новшествам, качеству отделки. Зачастую даже внешне модели «почти престижных» иномарок напоминают своих «абсолютно престижных» собратьев.<br> 2003 год стал решающим для выхода на рынок таких моделей. Рост евро, обусловивший рост цен на европейские (в том числе немецкие) иномарки, спровоцировал спрос на автомобили американских и особенно азиатских производителей. Последние не преминули этим воспользоваться.<br> Темпы роста продаж японских иномарок в этом году потрясли даже видавших виды дилеров. Один из лидеров рынка — Toyota — только в первом полугодии 2000 года увеличил продажи в три раза — дилеры продали почти 9000 автомобилей этой марки. <br> Еще один выходец из Страны восходящего солнца — Lexus — также пользуется огромной популярностью. Продажи выросли в пять раз, а наибольшим спросом у покупателей пользуется внедорожник RX 300. Кстати, Lexus — еще один претендент на «кусок» премиум–сегмента. Недаром автовладельцы прозвали его «японским мерседесом». <br> В Петербурге салон официального дилера Lexus открылся только в июне, однако к концу года уже было продано более 200 автомобилей.<br> <br> <b>Роскошь, а не средство </b><br> Что же касается автомобилей, которые могут считаться элементом роскоши, то и они пользуются определенным спросом у горожан.<br> Только по сведениям одного из дилеров Alfa Romeo, в автосалоне за год было продано 40 автомобилей. Хитом продаж стала Alfa Romeo 147 — продавцы утверждают, что такие автомобильчики чаще всего покупают мужчины — в подарок девушкам. Что, в общем, объяснимо — эта легкая и компактная машинка, относящаяся к малому среднему классу, выглядит стильно и стоит не так уж дорого. <br> У «Ягуаров» ситуация обратная: автомобили среднего и бизнес–класса продаются относительно неплохо — по 11 автомобилей за прошедший год, а вот представительские авто не в почете — всего три автомобиля за год. Редко покупают и кабриолеты — только один покупатель изъявил желание обзавестись этой моделью. Впрочем, представители компании–дилера Jaguar говорят, что это уже сложившаяся тенденция: в Петербурге за год традиционно продается один Jaguar XK, который обычно доставляется по предварительному заказу.<br> «Открытием года–2003» в Петербурге по праву можно считать Cadillac CTS. Этим летом произошло сразу два важных события — во–первых, на киноэкраны вышло продолжение «Матрицы», где в зрелищной сцене автомобильных гонок сыграл роль как раз этот автомобиль, во–вторых, в Петербурге открылся специализированный автосалон по продаже автомобилей этой марки. Для дорогого автомобиля, уже изрядно утратившего популярность, результат продаж впечатляет — 15 автомобилей, начиная с июля.<br> Не обошлось без кино и в продвижении на петербургский рынок новой марки MINI — три очаровательных MINI стали главными героями фильма «Ограбление по–итальянски». Фильм, который шел во всех центральных кинотеатрах Петербурга, сыграл предназначенную ему роль — с сентября в Петербурге были проданы два автомобильчика, еще пять MINI были доставлены петербургским покупателям из Москвы. Не за горами и открытие специализированного салона MINI в Петербурге.<br> Не жалуются на отсутствие покупателей и продавцы роскошных экзотических авто, которые и на улицах Москвы встречаются пока что не так уж часто. В автосалоне, специализирующемся на таких автомобилях, сообщили, что за год было продано около 40 автомобилей. Состоятельных петербуржцев особенно интересовали Ferrary, Bentley, Aston Martin, Maserati и Porsche.<br> <br><div align="right">Юлия Костыгова<br></div>
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.