"Пятерочка" выстраивает правила

Жесткая дисциплина, строгая иерархия, однозначное понимание целей и задач.

Жесткая дисциплина, строгая иерархия, однозначное понимание целей и задач<BR><br>Сеть универсамов "Пятерочка" считает свой успех следствием корпоративной культуры.<br><P><br>Для ее формирования один из собственников придумал паспорт партнера и гимн компании.<br><P CLEAR="ALL"><br><BR><br><B>Фанатизм через обучение</B><BR><br>Руководство сети видит свою задачу в формировании особой идеологии. "Наша корпоративная культура прививает человеку систему взглядов на жизнь. Это не религия, это здоровый фанатизм", -- утверждает Алла Правоторова, директор учебного центра "Пятерочки", по совместительству заместитель начальника дирекции по персоналу, идеологии и корпоративной культуре.<BR><br>Она также уверена в том, что если бы не было такой корпоративной культуры, как сейчас, компания не была бы столь успешной.<BR><br>Формирование идеологии проходит через процесс обучения персонала. После прохождения специального отбора кандидаты на работу в компании обучаются в специальном учебном центре "Пятерочки", где помимо профессиональных навыков и умений прививают правила жизни.<BR><br>Персонал низкого уровня (кассиры, грузчики, работники зала) должен знать пять основных принципов компании. От подчиненных более высокого статуса и требуют больше -- знание основных заповедей компании (их 13), тексты корпоративного гимна (поют в особо торжественных случаях) и утреннего настроя (с него коллективы начинают каждый трудовой день).<br><P><br><B>Коммунистические чувства</B><BR><br>Существует целый ряд поощрений (впрочем, как и наказаний), направленных на постоянное соревнование внутри компании. Регулярно проходят награждения самых лучших, самых вежливых, самых активных сотрудников компании. Особо почетно получить специальный паспорт Партнера компании. На это имеют право сотрудники, отработавшие в "Пятерочке" не менее года.<BR><br>Паспорт дает право преимущества в карьерном росте, при разрешении спорных вопросов. Наличие паспорта означает большую ответственность. "Человек, владеющий паспортом, чувствует себя так же, как член Коммунистической партии, имеющий партбилет", -- уверена Алла Правоторова.<br><P><br><B>Жизнь по принципам</B><BR><br>Паспорт Партнера похож на общегражданский советский, в который вклеивается фотография сотрудника и отмечаются его поощрения и наказания. Основное место отведено принципам компании. Так, следует большую часть своей жизни проводить на работе либо с мыслями о работе, а все способности подчинять целям компании. Несколько пунктов отведено рассказу о врагах.<BR><br>Алла Правоторова говорит, что враги -- это люди, которые препятствуют развитию компании. Это либо внутренний вредитель, либо внешний -- тот, кто по ночам поджигает магазины, прокалывает колеса машин "Пятерочки" и пр. "Мы живем в мире, в котором не все гладко и не все нам рады. Есть какие-то силы, для которых "Пятерочка" является помехой: мы мешаем рынку, человеку, который давит своей ценой", -- считает директор учебного центра.<br><P><br><B>Мнение</B><BR><br><I>Евгений Креславский</I>, директор института "Новые возможности":<br><P><br>"Вероятно, разработчики паспорта Партнера перенесли свой советский и военный опыт в компанию. Судя по данным социологических исследований политических предпочтений, такие ценности могут быть востребованы определенными людьми и могут способствовать эффективности работы.<BR><br>В той нише, в которой работает "Пятерочка", агрессивная, наступательная позиция может сегодня приносить высокие результаты. Но все это только в краткосрочной перспективе. Пока рынок пуст. В самое ближайшее время политика, основанная на создании образа врага, может стать опасной для компании. В поведении сотрудников будет проявляться не партнерское отношение к остальным участникам рынка, а агрессивное. Соответственно, большинство партнеров "Пятерочки" (поставщики, покупатели и пр.) могут восприниматься сотрудниками компании как враги. Работники компании будут вынуждены защищаться, и, скорее всего, основным стилем защиты будет нападение. Такой подход может разрушать партнерские отношения на рынке.<BR> Я знаю компанию -- крупного производителя, которая полгода назад приняла решение не сотрудничать с "Пятерочкой", а сделать все возможное для того, чтобы ее продукция находилась в магазинах рядом с магазинами этой сети по адекватным ценам. Для меня это означает, что та философия, которая есть у "Пятерочки", оказалась нерезультативной, потому что ее потребители не получили продуктов данного производителя, хотя компания стремилась иметь с этим партнером деловые отношения.<BR> Кроме того, враги могут быть не только вне, но и внутри, а следовательно, такая философия может негативно отражаться на моральном климате организации.<BR> При военном стиле управления человек не имеет права на инициативу, он должен исполнять, а не думать. Это таит в себе опасность. Когда рынок будет заполнен, когда будет острая конкуренция, тогда от сотрудников компании потребуется инициатива, творчество, новые идеи. В тот момент будет понятно, что сердце и разум компании не в начальниках, а в ее работниках. Умение слышать работников, выслушивать их идеи -- это основное умение, которое должно быть у руководителя. В той культуре, которая создается в "Пятерочке", этого не произойдет и, что самое важное, не произойдет никогда". <P> <B>Выдержки из паспорта Партнера сети магазинов "Пятерочка"</B>: <P> <LI>п. 2. Большую часть времени в своей жизни мы проводим на работе либо с мыслями о работе. Поэтому все наши способности подчинены целям Компании. Это не принудительная, а осознанная концентрация, потому что без подлинной концентрации нет результатов, нет целей. Мы избраны для реализации этой великой Цели. <LI>п. 10. Преданность идеалам компании, постоянная работа над собой обеспечивают высокую оплату, гарантированную работу и исполнение мечты. <LI>п. 17. Нашими врагами являются те люди и организации, которые пытаются нарушить Пирамиду соответствия, нанести другой вред Компании и сотрудникам. <LI>п. 18. Мы -- команда профессионалов, способных добиваться результатов при любых обстоятельствах. Мы отличаемся от конкурентов и врагов организованностью и скоростью принятия решений. <LI>п. 19. Существуют хитрые враги, которые исподволь разрушают Пирамиду соответствия. Если врага невозможно победить, необходимо уклониться от контактов с ним с наименьшими потерями для Компании. <LI>п. 20. Враги постоянно пытаются разрушить Пирамиду соответствия. Быть готовым к защите -- объективная необходимость. <P> Источник: Паспорт партнера ("Пятерочка")