Иностранцы бранятся - только тешатся

Поговорка "Что русскому хорошо, то немцу смерть" часто греет российскую душу не только в банно-водочных, но и других экстремальных условиях.

Поговорка "Что русскому хорошо, то немцу смерть" часто греет российскую душу не только в банно-водочных, но и других экстремальных условиях.<br><P><br>Однако в отношении матерных выражений она действует с точностью до наоборот.<BR><br>Если иностранному бизнесмену табуированная лексика может оказаться на территории России серьезным подспорьем, то современному отечественному предпринимателю энергичные выражения лучше не употреблять вовсе. Во всяком случае во время переговоров, деловых встреч и во время обсуждения условий контрактов.<br><P><br>"Матерные" сферы<BR><br>"Сейчас мат в бизнесе используется довольно редко -- люди уже "фильтруют базар". Как правило, "непарламентские выражения" употребляют только в узком кругу сослуживцев. Причина проста: мат становится одним из вариантов выплеска эмоций. Например, если в чем-то убедить коллегу не получается, то это -- наиболее быстрый и простой способ. Ненормативная лексика чаще всего используется в неформальной обстановке или в состоянии стресса. Когда все спокойно, об этом не может быть и речи", -- говорит психолог-консультант, советник компании "Квартет" Андрей Серов.<BR><br>Кроме того, к мату обращаются для более красочного описания событий или характеристики ситуаций.<BR><br>При этом присутствие мата никак не зависит от стиля руководства компанией. Табуированная лексика и при авторитарном, и при либеральном менеджменте.<BR><br>По мнению психологов, в первом случае нецензурные выражения имеют ярко выраженную эмоциональную окраску, помогают человеку сконцентрироваться и молниеносно понять: "что-то не так". Как правило, это происходит в чрезвычайных ситуациях, например, когда приказ должен быть выполнен незамедлительно.<BR><br>В случае с либеральным стилем руководства все проще. Мат здесь не имеет агрессивной окраски, он -- всего лишь стиль общения. Прежде всего, речь идет о "творческих коллективах" -- дизайнерах, художниках, рекламистах. "Происходит как бы отделение себя от общей массы, негативная окраска отсутствует", -- говорит Андрей Серов.<BR><br>"Я знаю одну небольшую компанию -- штат примерно 50 человек. Директор -- очень яркий, эмоциональный человек, он активно занимается улучшением жизни своих подчиненных: они ходят в бассейн, в клубы, например... Он общается с ними как с друзьями. В рабочей обстановке мат в компании запрещен. А в неформальной обстановке он вполне допустим -- как эмоциональная составляющая общения", -- рассказывает президент психологического фонда "ИМАГО" Михаил Бородянский.<br><P><br><B>Имиджевое табу</B><BR><br>В целом же, по мнению психологов, сейчас "проблемы мата" в деловых кругах, которая была абсолютно реальной лет 5-6 назад, не существует.<BR><br>"Появилось понятие корпоративной культуры, поэтому мат является нонсенсом и не соответствует современному образу бизнесмена. Нынешние бизнесмены -- люди с несколькими высшими образованиями, они не пьют, не курят, не выражаются, не употребляют наркотики. Отсутствие вредных привычек повышает их статус. Они стабильны", -- говорит психолог Владимир Раковский.<BR><br>"Сейчас чаще говорят о репутации и имидже, а использование ненормативной лексики не вписывается в имидж "правильного" бизнесмена. Использование мата вполне реально способно подмочить репутацию", -- считает Андрей Серов.<br><P><br>"Темное" прошлое<BR><br>Таким образом, за последние 10 лет мат значительно ослабил свои позиции. Владимир Раковский объясняет это так: "Еще 5-6 лет назад бизнес был построен по другим принципам. Можно было все. Это даже было не бизнесом, а зарабатыванием денег, захватом ресурсов. Мат и сила служили приоритетом, работали на авторитет "босса". Правда, и сейчас слова, начинающиеся с букв "б" и "х", часто произносят некоторые владельцы среднего бизнеса -- для самоутверждения. "Я здесь хозяин и могу делать что хочу" -- их девиз. Для них мат -- это способ принуждения, укрепления своей власти, позиция превосходства.<BR><br>Кроме того, по словам Владимира Раковского, мат может использоваться как один из методов манипулирования человеком. "Есть скрытые техники манипулирования сознанием, когда внимание человека отвлекается. Идет поток слов, внимание сосредоточено на них, и с их помощью клиента отвлекают. Например, мат или хлопки переключают сознание, создают состояние аффекта, ошеломляют. Тогда можно захватить внимание -- а дальше уже идет манипуляция. Человек ошеломлен. Состоянием замешательства можно воспользоваться. Человеком можно управлять, давая ему скрытые команды или внушения", -- говорит он. Впрочем, мат может служить средством привлечения внимания к себе, некоего эпатажа. Это уже, по мнению Владимира Раковского, "черный" PR. <P> "Дикий" Запад<BR> По словам Михаила Бородянского, наши "цивилизованные" менеджеры нередко впадают в "культурный шок" на переговорах с представителями иностранных компаний, без проблем употребляющих термины на тему fuck. "На Западе такая терминология не считается зазорной и применяется довольно широко. Как правило, это ничего не значит", -- объясняет он. Наши бизнесмены, услышав подобные "импортные" словечки в ходе переговоров, обычно начинают глуповато улыбаться и напряженно соображать: "Что бы это значило? Переход к неформальному общению? Мы -- друзья навеки?" Иногда пытаются подражать, разбавляя свою речь теми же словами, что вызывает недоумение у зарубежных партнеров. "Еще бы, наши вставляют их словечки, не понимая контекста и правил употребления, что, естественно, вызывает встречное непонимание", -- говорит Михаил Бородянский. Зато после "официальной части" переговоров, уже в ресторане, иностранцы "идут на сближение", пуская в ход аккуратно вызубренные русские нецензурные выражения. "Наши, конечно, смеются. И это сближает", -- комментирует он. <P> <B>Безопасный мат</B><BR> По мнению Андрея Серова, мат позволяет людям психологически расслабиться. И, кстати, на таком "расслаблении" вполне можно делать деньги. Уже больше 5 лет это прекрасно получается у владельца клуба-кабаре "Хали-Гали" Игоря Мельцера. Андрей Серов считает, что этот петербургский бизнесмен сделал очень тонкий психологический расчет, дав возможность эмоционального выплеска именно в таком виде.<BR> Сам Игорь Мельцер считает, что концепция "говорить прямо на самые сокровенные темы" -- единственно верное решение, которое использовалось при создании "Хали-Гали". Игорь Мельцер признается, что гораздо проще было бы создать два-три специализированных магазина по продаже крепких спиртных напитков или два-три ресторана "среднего размера" -- по прибыли это сопоставимо с "Хали-Гали", а по трудозатратам было бы гораздо меньше головной боли.<BR> Однако, по словам Игоря Мельцера, очень много деловых контактов завязалось именно с состоятельными посетителями кабаре. "У "Хали-Гали" есть постоянные клиенты -- это прежде всего "топы" компаний, имеющие широкие связи в Москве и регионах России, они часто привозят к нам своих партнеров по бизнесу", -- говорит владелец клуба-кабаре.<BR> Как рассказал Игорь Мельцер, специального отбора нецензурных слов, которые употребляет ведущий программы как из рога изобилия, не происходит. "Но его поведение четко прорабатывается -- мат ни в коем случае не должен быть личностным. Это же правило работает и в нашем офисе -- когда я позволяю себе выражаться на "пятиминутках", это никоим образом не звучит в адрес кого-то конкретного. Обычно крепкие выражения употребляются применительно к действиям или событиям, это наиболее энергоемкие слова, к тому же вместо целой фразы иногда достаточно сказать два-три слова -- и всем все понятно. А использовать мат в качестве слов-связок, заполняющих паузы в речи, -- это просто плохое воспитание", -- замечает Игорь Мельцер.