Бункеровщиков выведут на свет

Треть "серого" рынка станет легальной за счет единого контролера

<B>Треть "серого" рынка станет легальной за счет единого контролера</B><BR>Администрация Петербурга берет под свой контроль бункеровочную деятельность в Большом порту Санкт-Петербург. Сейчас бункеровку курирует около 2 десятков федеральных ведомств. Из-за отсутствия единого контролера рынок, оборот которого составляет более $160 млн в год, на треть находится "в тени".<BR><BR>В феврале 2004 г. в администрации Петербурга будет создан координирующий орган, который возьмет на себя функции централизованного куратора рынка.<BR><BR><B>Наследие Ветлугина</B><BR>На прошлой неделе в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) прошла рабочая встреча организаций, задействованных в обороте нефтесодержащих продуктов на территории Петербурга. Это представители морской администрации порта, транспортной инспекции, бункеровочных компаний, нефтетрейдеров, санитарных служб и т.п.<BR>Совещание стало итогом работы, проделанной по поручению, данному еще год назад -- 23 декабря 2002 г., -- бывшим вице-губернатором Петербурга Сергеем Ветлугиным.<BR>В соответствии с анализом бункеровочной деятельности, проведенным институтом ЛенморНИИпроект по заказу КЭРППиТ, за последние годы наблюдается рост объемов бункеровочной деятельности в Большом порту Санкт- Петербург (см. график).<BR>Сейчас, по оценкам участников рынка, объем продаж бункерных видов топлива в акватории Петербурга составляет 100 тыс. т в месяц (порядка $13,5 млн).<BR><B>"Серая" треть</B><BR>При этом, по данным участников рынка, почти 30% этого объема продается так называемыми "серыми" бункеровщиками, которые производят погрузку топлива на не приспособленных для этого причалах, используя нестандартное оборудование.<BR>Это позволяет "серым" бункеровщикам максимально снижать свои издержки на перевалку нефтепродуктов, в свою очередь предлагая капитанам судов топливо по демпинговым ценам.<BR>Для перекачки топлива с автомобиля на борт бункеровщика "серые" игроки рынка нелегально используют частные или арендованные причалы.<BR><BR><B>Нянек много</B><BR>Контроль за деятельностью перевалки нефтепродуктов на территории Петербурга осуществляют порядка 20 организаций. Все они имеют различное федеральное подчинение, и каждая в отдельности обладает рядом разрешительных и запретительных функций.<BR>Подобная разрозненная ответственность за процесс перевалки нефтепродуктов, по мнению участников рынка и представителей администрации Петербурга, и приводит к малой контролируемости этого рынка.<BR>"Мы предложили участникам рабочего совещания выступить со своими предложениями по возможным вариантам координации деятельности всех участников процесса перевалки нефтепродуктов.<BR>В течение января мы соберем все предложения и передадим их вице-губернатору для принятия решения о возможном создании какого-то координирующего органа", -- сказала начальник отдела развития транспорта и транзитной политики КЭРППиТ Наталия Багаева. <br><br><b>Владимир Грызлов, заместитель генерального директора ОАО "ЭКО Феникс Холдинг" </b>:<BR>"Бизнес, которым мы занимаемся, очень сложен с технической точки зрения, контроль за его проведением осуществляют более 10 структур, принадлежащих различным ведомствам -- министерствам природы, транспорта, энергетики и т.д.<BR>Цели у них разные, поэтому понятно, что на стыке полномочий образуются громадные пробелы.<BR>Практика показала: для того, чтобы навести порядок, кто-то должен взять на себя функции координатора, проанализировать ситуацию, отделить зерна от плевел и построить систему. Логично, если эту миссию выполнит городская администрация".<BR><BR>Илья Агафонов,<BR>председатель правления межрегиональной общественной организации "Общество защиты законных прав граждан":<BR>"Давно надо признать деятельность бункеровщиков опасной для экологии и ужесточить контроль. А коль не могут без аварий работать -- так обязать их, например, ежемесячно отчислять средства на очистку воды и мониторинг территории. И строго ограничить точки, где разрешено работать с нефтепродуктами как в городе АЗС. Никого ведь не удивляет, что бензином не где попало торгуют на рынке, а только со специальных заправочных станций. И порядка куда больше, и виновников аварий привлекать к ответственности легче, и налоги проще собрать".<BR><BR><b>Максим Патлай, директор ООО "Невский мазут"</b>:<BR>"Поддерживаю намерение городских властей решить проблему "серых" бункеровщиков и всех экологических рисков, которые связаны с этой незаконной и неконтролируемой деятельностью. Отсутствие постоянного места перевалки нефтепродуктов, работа только в темное время суток, отсутствие лицензий и разрешительной документации, отсутствие сертифицированного технологического оборудования и обученного персонала, а также полное незнание и несоблюдение требований экологической безопасности -- все это характеристика данного "серого" вида бункерных компаний, которые переваливают около 30% всех нефтепродуктов.<BR>Те компании, которые занимаются бункерной деятельностью на серьезном и легальном основании, затрачивают на соблюдение экологических и других требований огромные деньги".<BR><BR><B>Что такое бункеровка</B><BR>Бункеровка включает в себя: прием нефтепродуктов по железной дороге, перегрузку и хранение их в резервуарах склада, подготовку топлива необходимого качества, погрузку на плавбункеровщики, доставку его до судна -- потребителя и перекачка из плавбункеровщика в топливные танки судна. Бункеровщик -- это плавучая заправочная станция. С февраля 2002 г. обязательное лицензирование бункеровочной деятельности отменено.<BR><BR><BR><B>Справка</B><BR><ul><li> Ежегодно в акватории Петербурга регистрируется порядка 11 тысяч судозаходов. Из них в 70% случаев происходит дозаправка судов топливом. <li> Средний объем бункеровки (заправки судна топливом) -- 500 т.<BR>u Стоимость мазута составляет $135 за тонну (90% рынка), дизельного топлива -- $270 (10% рынка).</ul><BR><BR><BR><B>Криминальный рынок</B><BR>Рынок перевалки нефтепродуктов в акватории Петербурга, по оценкам участников рынка, достаточно криминализован. По некоторым данным, даже аварийные разливы нефти в акватории порта порой вызваны не авариями судов, а диверсиями конкурентов. Впрочем, официальными данными это не подтверждается.<BR>Убийство капитана Морского порта Санкт-Петербург Михаила Синельникова, произошедшее 14 мая 2003 г., участники рынка также напрямую связывали с его намерением бороться с незаконной перевалкой нефтепродуктов (см. "ДП" №85/03, www.dp.ru).<BR>