Вузы поворачиваются к рынку труда

Маркетинговые управления занялись трудоустройством и адаптацией выпускников

Маркетинговые управления занялись трудоустройством и адаптацией выпускников В жестких условиях конкуренции даже самые знаменитые и консервативные вузы вынуждены меняться в зависимости от ситуации на рынке образования и потребностей рынка труда.
В Российском государственном педагогическом университете им. Герцена (РГПУ) в 2000 г. был создан отдел маркетинга. За 3 года существования он перерос в управление маркетинга, в состав которого входят четыре отдела -- мониторинга и информации, рекламы, маркетинговых коммуникаций и отдел продаж и сервиса.
Потребности рынка Как прежние, так и новые специальности рекламируются управлением маркетинга. Но работа над специальностями заключается не только в рекламе. Управление проводит маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг Петербурга. В исследованиях выявляются потенциальные потребители конкретных образовательных услуг, ценовая ситуация на рынке, и исходя из этого выдаются рекомендации по ценообразованию, организации приемной кампании. "Службы занятости и рекрутинговые агентства продолжают ощущать несоответствие спроса и предложения на рынке труда, а высшие учебные заведения в большинстве своем по-прежнему ведут подготовку специалистов, не учитывая потребности в кадрах на рынке труда, -- считает Любовь Даниленко, начальник управления маркетинга РГПУ им. Герцена. -- И те, кто готовит специалистов, и те, кто их трудоустраивает, стали понимать, что решать вопросы подготовки кадров надо совместно, при объединении возможностей, потенциала и ресурсов сфер экономики и вузов региона. В стране пока отсутствует механизм координации системы подготовки кадров, хотя технологии уже прорабатываются. Для решения вопроса подготовки кадров необходим системный подход с учетом стратегии экономического развития страны, каждого конкретного региона и города".
Министерство "за" К реальным направлениям руководство вуза относит выполнение научно-технических работ по заказам предприятий. Компания финансирует в целом или отдельные статьи расходов, а университет обеспечивает исследовательские работы не только научными сотрудниками и преподавателями, но также привлекает для этой работы студентов и аспирантов, что открывает перед ними возможности целевого трудоустройства. С распадом системы распределения выпускников многие вузы готовят специалистов, не задумываясь об их трудоустройстве. Лишь недавно возникшая из-за необходимости идея возродить утраченное стала обретать реальные очертания. Совместная работа вузов по трудоустройству выпускников и студентов приобрела статус поддержки Министерства образования в форме Решения "О создании центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования". Наиболее ярким примером такой деятельности в Петербурге является Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, на базе которого работает межвузовская Городская студенческая биржа труда и обучения. "Университет им. Герцена является участником этой программы. Центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников и студентов университета недавно начал свою деятельность на базе управления маркетинга. В его задачи входит разработка и реализация долгосрочных и текущих программ развития системы содействия трудоустройству выпускников, студентов, аспирантов РГПУ им. Герцена", -- говорит Любовь Даниленко.
МНЕНИЕ Дмитрий Павлов, директор по маркетингу Санкт-Петербургского Международного института менеджмента: "В нашем институте отдел маркетинга существовал с первых дней и исполнял три основные функции: анализ рынка и участие в формировании продуктового портфеля (программы и дизайн продукта), продвижение программ и институциональный PR -- взаимодействие с группами влияния и строительство репутации института. Важно отметить, что мы не только слушаем рынок и отвечаем на его запросы, но и формируем новую управленческую элиту, готовим восприятие рынком наших новых продуктов".