00:0016 декабря 200300:00
10просмотров
00:0016 декабря 2003
Рынок прирастает игроками и продуктами
<BR><BR><B>Рынок прирастает игроками и продуктами</B><BR>Несмотря на уменьшение выработки сырого молока, рынок молочных продуктов развивается стабильно и прирастает в большей мере в денежном выражении, нежели в натуральном.<BR><BR>По мнению председателя совета директоров ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты питания" Давида Якобашвили, значительное влияние на рост рынка в стоимостном выражении будет оказывать перераспределение категорий продукции на молочном рынке. Все большую долю на рынке занимает продукция с высокой удельной стоимостью -- йогурты, десерты, творожки и обогащенные продукты. На развитие этих групп производители и направляют свои усилия. Поскольку спрос на такие продукты из года в год будет увеличиваться как за счет притока новых потребителей, так и из-за частоты потребления.<BR>Основа для таких прогнозов есть. Продажи обогащенного кефира, по данным агентства маркетинговых исследований ACNielsen, в феврале-сентябре 2003 г. увеличились относительно аналогичного периода на 8,8% в натуральном выражении и на 20,8% -- в денежном. А обогащенных питьевых йогуртов -- более чем в 2 и в 2,5 раза соответственно.<BR>В целом же по всем группам молочных продуктов объем розничных продаж за этот период вырос на 9,8% в натуральном и 15,5% в денежном выражении (см. табл.).<BR><BR><B>Молоко манит</B><BR>Привлекательность рынка притягивает новых игроков. Притом что лидеры национального уровня давно определились (см. врезку), бои за места на региональных рынках еще впереди.<BR>В основном в регионах работают небольшие компании, удовлетворяющие потребности конкретного города или области. Причем продукция, выпускаемая на таких предприятиях, в большей мере традиционная -- молоко пастеризованное, кефир, ряженка, простокваша, сметана, творог, масло. Хотя есть сдвиги и в сторону новых продуктов.<BR>Но тишина в регионах продлится недолго. Интерес к усилению своих позиций в регионах уже наметился как у более-менее крупных местных компаний, уже работающих на молочном рынке, так и у крупных игроков, специализирующихся на других продуктах питания. Зарубежные компании -- не исключение.<BR><BR>Соки -- пиво --<BR><B>йогурт -- молоко</B><BR>Первую тенденцию иллюстрирует покупка томского холдинга "Том Мас" маслокомбината "Чановский" в Новосибирской области. Или покупка ОАО "Рижский молочный комбинат" (Латвия) Демянского молокозавода в Новгородской области (см. "ДП" №105/03, www.dp.ru).<BR>Вторую -- интерес к молочному рынку со стороны непрофильных компаний. В июне 2003 г. компания "Нидан" к уже имеющемуся ОАО "Завод молочный "Новосибирский" приобрела второй крупный молочный актив в Новосибирской области -- ОАО "Тогучин-молоко". Вообще рынки молочных продуктов и соков достаточно плотно коррелируют. Например, у "Вимм-Билль-Данн" 70% всей выручки приходится на молочное направление, остальные 30% -- на соковое. Молочным рынком заинтересовались и пивовары.<BR>Летом 2003 г. владельцы ОАО "Красный Восток" и ОАО "Солодов-пиво" на базе трех местных молокозаводов создали ЗАО "Современные молочные технологии". Несколько ранее, в середине весны, они учредили в Татарстане пять агрохозяйств и приступили к строительству четырех животноводческих комплексов.<BR>Рынком молока интересуются и производители йогуртов. В 2003 г. германский концерн Ehrmann начал осваивать рынок молока, заключив соглашение с Можайским молочным заводом.<BR><BR><BR><B>Лидеры</B><BR>Лидерами продаж на российском рынке молочной продукции (включая сыры) в августе-сентябре 2003 г. стали компании Danone, Campina, Ehrmann, "Вимм-Билль-Данн Продукты питания", Воронежский молочный комбинат, Очаковский молочный завод, "Перммолоко", Пискаревский молочный комбинат, "Планета Менеджмент", "Росагроэкспорт". Их совокупная доля в общем объеме розничных продаж составила 47,4% в натуральном выражении и 53,1% --в денежном.