10:0010 декабря 200310:00
22просмотров
10:0010 декабря 2003
Земля Петербурга не слишком богата ископаемыми, пригодными для промышленной переработки. Чего не скажешь о воде.
<BR><BR>Земля Петербурга не слишком богата ископаемыми, пригодными для промышленной переработки. Чего не скажешь о воде. Каждую зиму она производит сотни тысяч тонн дорогостоящего материала, который до последнего времени почти никто не использовал.<BR><BR>Материал этот на 100% состоит из кристаллизованной воды, то есть льда. Валерий Громов открыл в Петербурге первую фирму, которая намерена зарабатывать исключительно за счет льда (до этого в городе работало только несколько ледовых скульпторов). Ну еще иногда строить замки из песка.<BR><BR><B>Лед и Япония</B><BR>Впервые со льдом или, вернее, с его бизнес-возможностями Валерий Громов столкнулся не на своей холодной родине, а в гораздо более теплолюбивой стране -- Японии.<br><BR>"Я проходил обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров и в 1999 г. был на стажировке в Токио. Из Петербурга там было два человека -- я и Светлана. Однажды в токийском отеле она очутилась в одном лифте с Виктором Чернышевым, председателем Ассоциации скульпторов России по снежным, ледовым и песчаным композициям. Вернее, они друг друга тогда еще не знали. Но лифт дернулся, и у Светы беззвучно вырвалось характерное русское слово. В Японии вообще редко встретишь европейское лицо, а тут еще и русский. В общем, познакомились, обменялись визитками. Потом мы встретились в Москве и решили, почему бы в Петербурге не организовать что-то подобное", -- вспоминает директор Арт-центра "Ледовая студия" Валерий Громов. Громов и Чернышев принимали активное участие в организации первых ледовых и песчаных фестивалях на пляже Петропавловской крепости. А затем родился проект строительства Ледового дома -- того самого, появившегося впервые в 1740 г. по повелению Анны Иоанновны.<BR><BR><B>Лед и пламень</B><BR>"Благодаря писателю Лажечникову все воспринимают Ледовый дом только как блажь Анны Иоанновны. Но историческая правда у Лажечникова искажена очень сильно (на это, кстати, ему указывал еще Пушкин). На самом деле Ледовый дом был построен не только ради шутовской свадьбы -- это был один из фрагментов торжеств, посвященных победе в войне с Турцией, -- рассказывает Валерий Громов. -- Ледовый дом стоял между Адмиралтейством и Зимним дворцом -- скорее всего, там, где на набережную выходит Дворцовый мост. Вернее, это был уже второй Ледовый дом. Первый строили на Неве, но он начал тонуть".<BR>Ледовый дом был открыт 6 февраля 1740 г. Здание имело 16 м в длину, 5 -- в ширину и 6 м -- в высоту. В состав дворцового комплекса входили помимо собственно дворца еще и ледяная баня, 8 ледяных пушек, в жерла которых во время стрельбы засыпали настоящий порох, а также ледяной слон. Согласно описанию академика Крафта "сей слон внутри был пуст и так хитро сделан, что воду пускал, а ночью с великим удивлением всех смотрителей горящую нефть выбрасывал". Сам дворец был 4-комнатным. Интерьеры состояли из резного стола, диванов, кресел, зеркал, двуспальной кровати, статуй-купидонов, часов и пр. -- все это было сделано из льда и "выкрашено приличными натуральными красками". Ледяные дрова в ледяном камине намазывались нефтью и горели. Ледяная баня также функционировала: говорят, ее топили несколько раз, и добровольцы могли в ней даже попариться.<BR>"Ледовый отель и ледовые бары есть, а вот ледяная баня может стать нашим ноу-хау", -- замечает бизнесмен. Задумывая свой проект, Валерий собирался попарить в ледяной баньке московского мэра и петербургского губернатора. Однако после феминизации губернаторской власти в отдельно взятом городе от идеи с совместной парилкой, видимо, придется отказаться.<BR>Валерий Громов планирует открыть римейк Ледового дома "на том же месте и в тот же час". "Какой это будет год -- 2004-й или 2005-й, -- пока говорить рано. Мы хотим, чтобы постройка Ледового дома стала презентацией Всемирных ледовых игр, которые затем можно будет провести в Архангельске, Великом Устюге или Мурманске -- они более приспособлены с точки зрения погодных условий. Сама стройка -- дело техники. Она обойдется не очень дорого -- $50-60 тыс. Ледовый бизнес во всем мире -- это кратковременные вложения и быстрая отдача. К примеру, бюджет фестиваля в Саппоро составляет $20 млн, а доход городской казны только за счет налогов -- $50 млн", -- говорит Валерий.<BR><BR><B>Лед и бензопила</B><BR>Пока фирма Громова работает над менее масштабными ледовыми сооружениями. "Вот сделали копию отеля -- для церемонии открытия -- 2,5 м высотой и весом в 1,5 т. В ожидании презентации она стоит у нас в холодильнике", -- сказал Валерий.<BR>Надо заметить, что холодильник -- самый необходимый "инструмент" ледового предпринимателя наряду с бензопилой, стамеской, феном и утюгом. То есть обойтись без холодильника, конечно, можно, но тогда бизнес будет ограничен температурными рамками. Валерий Громов не скрывает гордости за свой холодильный агрегат. "Холодильник я купил за рубежом. Площадь -- 25 м2, его можно перевозить с места на место. Льда помещается 30 т, сейчас мы его интенсивно морозим. Погодой трудно руководить, поэтому может так оказаться, что под Новый год погоды не будет, а соответственного и естественного льда тоже". За месяц его холодильник может "изготовить" 50 т продукции. Кроме того, Громов намерен вплотную заняться ледовым туризмом.<BR>"Первый мастер-класс для туристов мы уже проводили. Собралось человек 30 французов. Делали дельфинов. Якутские скульпторы отсекли лишнее бензопилой, а потом раздали "подмастерьям" стамески. Помимо ледовой школы интересна и история. Ведь Петербург благодаря Анне Иоанновне стал местом зарождения ледового искусства. Маршрут может быть следующий: от Дворцовой, где стоял Ледовый дом, к Петропавловской крепости, в бастионы которой был посажен через 2 месяца после окончания ледового строительства его организатор -- князь Волынский, кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны. "Менеджера" Ледового дома, по сути, оклеветали -- обвинили в государственном заговоре. После Петропавловки следующий пункт -- Сытный рынок, где в июне 1740 г. были казнены и сам Волынский, и архитектор Ледового дома Еропкин. Волынский был приговорен к посажению на кол, но в последний момент меру пресечения изменили на отрубание руки и головы. Еропкину тоже смягчили наказание -- не четвертовали, а обезглавили", -- описывает печальную участь ледовых строителей Валерий Громов.<BR><BR><B>Лед и песок</B><BR>Ключевая фигура в ледовом бизнесе -- скульптор. "Вообще, академические скульптура и ледовая -- абсолютно разные вещи. С одной стороны, далеко не каждому хочется мерзнуть. А где-нибудь в Ханты-Мансийске скульпторам приходится работать на сильном ветру при 30-40-градусном морозе. С другой стороны, здесь другими способами добиваются портретного сходства: лед все-таки прозрачный", -- объясняет Валерий Громов.<BR>О сложностях ледового ремесла Валерий судит не как сторонний наблюдатель: "Мне пришлось один раз взять стамеску в руки. Я в прошлом немного рисовал, а тут так получилось, что все основные скульпторы уехали в Бельгию и в это время поступил срочный коммерческий заказ. Пришлось делать Мэрилин Монро -- в тот момент, когда она пытается удержать поднимающееся от ветра платье".<BR>Несмотря на то что лед по законам природы летом должен таять, свой бизнес Громов считает внесезонным. Но на всякий случай разрабатывает и пляжный проект Всемирных песчаных игр. Валерий уверен, что песок с точки зрения рентабельности ничуть не хуже льда.