00:0028 ноября 200300:00
11просмотров
00:0028 ноября 2003
По современным меркам Шлиссельбург находится от Петербурга очень близко -- километров 45. Летом туда приятно попадать по Неве, но это долго -- ведь приходится плыть против течения.
<BR><BR>По современным меркам Шлиссельбург находится от Петербурга очень близко -- километров 45. Летом туда приятно попадать по Неве, но это долго -- ведь приходится плыть против течения.<BR>Зато по трассе -- просто рукой подать. Но ни в коем случае нельзя соблазняться названиями Шлиссельбургский проспект и Шлиссельбургское шоссе, даже если путь лежит из южной или центральной части города. Ненавистники Володарского моста попадают на дорогу, по которой надо бы ездить на танке. Только танк без ущерба для себя преодолеет горбатый и ухабистый тракт, и только танку не противно ездить на 40 километрах в час.<BR><BR><B>Мост на колоннах</B><BR>Гораздо быстрее и приятнее ехать по Мурманской трассе. Колдобины, правда, есть и там, но в значительно меньшем количестве, и их основное средоточие встречает путника на Ладожском мосту и дальше, на пути в Шлиссельбург.<BR>На центральной (и практически единственной) площади Шлиссельбурга встать негде: на ней устроено кольцо автобусов и маршруток, рядом -- рынок, поэтому лучше проехать за мост, свернуть налево и по берегу канала поехать в сторону Невы. Где-нибудь там можно и приткнуться. Осматривать достопримечательности придется пешком, благо расстояния тут карликовые.<BR>Среди достопримечательностей интерес представляет мост на колоннах. Его основа -- большие круглые гранитные колонны -- детище знаменитого инженера Базена, относящееся к 1836 году. Говорят, тогда мост был разводным -- чтобы суда, следовавшие по каналу, могли не срубать мачты. Глядя сейчас на ширину канала, трудно представить себе эти самые суда не в качестве игрушек. На глубину канала лучше не смотреть вообще -- там все настолько заилилось, замусорилось и запакостилось, что только грандиозные работы с участием земснарядов могут помочь горю. В отдаленной части канала, отрубленной от Невы земляной дамбой (последствия несостоявшейся советской реконструкции), все поросло травой, там утки пешком ходят.<BR><BR><B>Мост на цепях</B><BR>Неподалеку есть еще один мост -- он гораздо моложе, но в скверном состоянии. Пройдя за церковь по берегу канала и повернув налево, за огромной кучей земли можно увидеть вантовый мост на цепях. Он вел на косу, за которой во времена процветания Невского судоремонтно-судостроительного завода стояли суда -- по мосту к ним было ближе, чем через территорию завода. Теперь фрагменты моста болтаются на цепях, как висельники, -- деревянный настил давно сгнил и развалился. А ведь починить мост можно было бы -- металл еще держится.<BR>Благовещенская церковь, к сожалению, пребывает в полумертвом состоянии. Построенная в 1764 году и реконструированная в 1795-м, идейным своим прародителем она имела собор Петра и Павла в Петропавловской крепости. Служба сейчас идет в маленькой Никольской церкви, жмущейся к Благовещенской сбоку. Эта церквушка, к сожалению, изуродована каким-то архитектурным идиотизмом -- на крышу ее как будто надета голубая воронка книзу отверстием. Приличнее всего выглядит часовня на берегу канала -- хоть она и похожа на парковый павильон, но ее классические пропорции радуют глаз.<BR>Среди достопримечательностей есть еще памятник Петру I у выхода канала из Невы, три дома на главной улице, карликовый и запущенный гостиный двор и сложенная из огромных гранитных блоков аванкамера Старо-Ладожского канала, детище проворного Миниха. А что же крепость Орешек? А крепость -- это сюжет отдельного путешествия.