Российские виноделы останутся без родного винограда

Урожай винограда не радует отечественных производителей вин и коньяков

<BR><BR><B>Урожай винограда не радует отечественных производителей вин и коньяков</B><BR>Сельхозпредприятия в 2003 г., как и год назад, недосчитаются существенной части урожая -- около 25%. Виноград погиб в январе-феврале этого года из-за нетрадиционных для России заморозков.<BR><BR>Цены на виноград возросли, и виноделы полагают, что они поднимутся и на готовую продукцию. Снижение сбора винограда никого уже не удивляет. Эта тенденция сохраняется уже десятилетие. Валовой сбор винограда за это время уменьшился в 4 раза. Прежде всего это связано с уменьшением посевных площадей. Все это выглядит странным, если учесть, что потребление винограда и алкогольных напитков из него в России стабильно, а рентабельность производства не самая маленькая. Например, в 2002 г. рентабельность столового винограда колебалась в пределах 217-280% (см. табл.).<BR><BR><B>Емкость рынка</B><BR>Совокупное производство винограда в России на душу населения составляет 0,2-0,3 кг столового винограда, то есть в 50-65 раз ниже потребления. Остальное количество продукта приходится закупать за рубежом.<BR>Общее снижение производства винограда привело к сокращению производства натуральных вин и других продуктов переработки. По данным Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ, выпуск виноградного вина в России в последние 3 года по сравнению с 1980 г. уменьшился в 6 раз и составляет 20-25% мощности винодельческих предприятий.<BR>Выпуск выдержанных вин стал экономически невыгоден. Из-за этого современный рынок винодельческой продукции заполняется недоброкачественными фальсифицированными винами и винными напитками.<BR><BR><B>Неравные условия</B><BR>В России население старше 18 лет (потенциальные потребители вина) составляет около 100 млн человек. При среднем фактическом потреблении на душу населения в 13,5 л абсолютного алкоголя в год (67 л в пересчете на вино) необходимо производить 670 млн дал, а отечественного сырья хватает лишь на выпуск 14-15 млн дал вина, то есть немного больше 2%. Таким образом, емкость рынка имеет практически неограниченные возможности для отечественного производителя. В то же самое время поставки зарубежных вин различных ценовых категорий в Россию из года в год увеличиваются: по итогам 2002 г. объем импорта вина (код ТН ВЭД 2204) в Российскую Федерацию составил 420,48 млн кг на сумму $292,29 млн, что соответствует 56,4% всего объема продаж на российском рынке вина.<BR>Это обстоятельство вызвано неравными возможностями в продвижении продукции на территории России импортеров и отечественных производителей. Например, импортная продукция освобождена от прохождения через систему акцизных складов, а отечественная нет.<BR><BR>Максим Черниговский,<BR>исполнительный директор ОНО "Клуб профессионалов алкогольного рынка"<BR>специально для "ДП"